Найти в Дзене
Пифия

Платон - Феаг / Аннотация к обсуждению

«… мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности». Аристотель. Метафизика. Благородные порывы юности встречают на своем пути множество преград. Стремление к красоте и справедливости сталкивается с безобразием и несправедливостью повседневности, а тяга к правде разбивается о сухой скептицизм и здравый смысл. Желая познать истину, увидеть выход из складывающихся противоречий, молодой человек обращается к мудрецам, обещающим удовлетворить любознательность юноши. В таком же положении оказался юноша Феаг. Он желает стать мудрым, чтобы приносить благо своему родному городу. Юная личность, как растущий стебель, еще не имеет прочного ствола, чтобы опереться на самого себя в своем росте, поэтому молодая душа жаждет найти учителя. Молодежь Греции слушала речи софистов, которые обещали научить ее мудрости за определенную плату. Вот и Феаг, следуя опыту друзей стремится найти учителя. В V до н.э. в Древней Греции стали появляться торговцы зна
 Филипп фон Фольц - «Перикл произносит надгробную речь» 1852г
Филипп фон Фольц - «Перикл произносит надгробную речь» 1852г
«… мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности».
Аристотель. Метафизика.

Благородные порывы юности встречают на своем пути множество преград. Стремление к красоте и справедливости сталкивается с безобразием и несправедливостью повседневности, а тяга к правде разбивается о сухой скептицизм и здравый смысл. Желая познать истину, увидеть выход из складывающихся противоречий, молодой человек обращается к мудрецам, обещающим удовлетворить любознательность юноши.

В таком же положении оказался юноша Феаг. Он желает стать мудрым, чтобы приносить благо своему родному городу. Юная личность, как растущий стебель, еще не имеет прочного ствола, чтобы опереться на самого себя в своем росте, поэтому молодая душа жаждет найти учителя. Молодежь Греции слушала речи софистов, которые обещали научить ее мудрости за определенную плату. Вот и Феаг, следуя опыту друзей стремится найти учителя.

В V до н.э. в Древней Греции стали появляться торговцы знаниями - софисты. Беда заключается в том, что такой торговец схож с продавцом на рынке. Товары есть на любой вкус и цвет, но подобно тому, как тебе могут продать испорченный фрукт, так и мнимое знание может отравить твою душу.

Отец Феага Демодок резонно переживает за своего сына - как бы юная душа в благородном стремлении к благу не навредила себе и другим. К счастью, Демодок имел дружбу с Сократом и обратился к нему за советом.

Казалось бы, всё очень просто: для того, чтобы научиться игре на кифаре, мы обращаемся к кифаристу. Значит, для обучения искусству управления людьми нужно обращаться к политикам. Но оказывается, что даже Перикл, выдающийся государственный деятель Древней Греции, не смог обучить своих сыновей науке управления людьми. Видимо, есть вид знания, который не передается от одного человека к другому, подобно технике в ремесле.

В таком деле требуется особое знание, которое выше всех определенных видов знания и не сводимо ни к одному из ремесел. Ведь для того, чтобы одновременно управлять мужчинами и женщинами, столярами и жнецами, торговцами и солдатами, нужно обладать особенным знанием того общего, что есть как между гражданами, так и отдельными ремеслами.

Но что это за царица знаний? Вопрос встает еще серьезнее: что такое знание вообще и возможна ли его передача от одного человека к другому? Такие вопросы встают перед нами в диалоге “Феаг”.

М.А.