Найти в Дзене
Умная Коллекция

Народные характеры Филиппа Малявина. 10 фактов о жизни художника

Самый экспрессивный художник серебряного века – Филипп Андреевич Малявин представлен в нашей галерее графической работой, выполненной в 1920-1930-х годах в период французской эмиграции. Известный, популярный, востребованный, непохожий на других, он умел создать невероятный эмоциональный накал на своих картинах. Живопись ли, графика ли, его почерк узнаваем и характерен, любим коллекционерами по всему миру. Перед нами рисунок, выполненный графитным карандашом. Цветными карандашами ловко расставлены локальные акценты. Любовь к конкретным цветам отличает Малявина от современников: яркий алый, кобальтовый синий, лимонный желтый. Здесь заметна фирменная штриховка, которая скорее напоминает орнамент, создает эффект декоративности и подчеркивает стилизованность изображенных образов. Без подробной тональной проработки, только лишь силуэтом и толщиной линии художник передает объем фигуры. В эмиграции Малявин увлеченно создавал русские типы, писал крестьян, варьировал и повторял сюжеты. Его образ

Самый экспрессивный художник серебряного века – Филипп Андреевич Малявин представлен в нашей галерее графической работой, выполненной в 1920-1930-х годах в период французской эмиграции. Известный, популярный, востребованный, непохожий на других, он умел создать невероятный эмоциональный накал на своих картинах. Живопись ли, графика ли, его почерк узнаваем и характерен, любим коллекционерами по всему миру.

Малявин Филипп Андреевич рисунок "У самовара" 1920-1930-е годы. Галерея Умная коллекция https://smartcollection.art/art_products/risunok-u-samovara/
Малявин Филипп Андреевич рисунок "У самовара" 1920-1930-е годы. Галерея Умная коллекция https://smartcollection.art/art_products/risunok-u-samovara/

Перед нами рисунок, выполненный графитным карандашом. Цветными карандашами ловко расставлены локальные акценты. Любовь к конкретным цветам отличает Малявина от современников: яркий алый, кобальтовый синий, лимонный желтый. Здесь заметна фирменная штриховка, которая скорее напоминает орнамент, создает эффект декоративности и подчеркивает стилизованность изображенных образов. Без подробной тональной проработки, только лишь силуэтом и толщиной линии художник передает объем фигуры.

В эмиграции Малявин увлеченно создавал русские типы, писал крестьян, варьировал и повторял сюжеты. Его образы колоритные, собирательные, утрированные. На данном рисунке изображен старик-крестьянин, в рубахе, лаптях, с длинной седой бородой, несколько взъерошенный. У него широкие плечи и крупные рабочие руки. Он сидит на лавке возле самовара. За ним — едва намеченная фигура старухи. Его образ в целом прочно ассоциируется с русской культурой в широком о ней представлении.

Непростой художник Малявин. 10 фактов биографии

Осенью этого года будет отмечаться 150-ти летний юбилей Филиппа Малявина, и нам хочется немного задержаться на его фигуре, окунуться в пучину событий его бурной жизни.

✔Филипп Молявин (именно через «О») родился в обнищавшей многодетной семье в Самарской глубинке. В его распоряжении были чурбаки вместо игрушек, уголек и стенка печки вместо карандаша и бумаги и несколько случайно полученных уроков грамоте. Откуда в мальчишке взялась такая неуемная тяга к рисованию – загадка.

Филипп Малявин. Крестьянская девушка с чулком. 1895
Филипп Малявин. Крестьянская девушка с чулком. 1895

✔В возрасте 16-ти лет Малявин вместе со странствующими монахами отправился паломником в Грецию на гору Афон учиться иконописи. Деньги на дорогу собирали всем селом. Там он очень быстро освоил азы иконописи и начал проявлять своеволие в изображении святых. В 1891 году святое место посетил известный скульптор Беклемишев, откуда, восхитившись талантом Малявина, уехал в Петербург вместе с ним.

Филипп Малявин. Крестьянка, закрывающая свиткой рот. 1895
Филипп Малявин. Крестьянка, закрывающая свиткой рот. 1895

✔Поступив вольнослушателем в Академию, молодой человек быстро обрел именитых покровителей и учителей. Ему благоволили И. Репин, Э. Грабарь, К. Сомов, А. Остроумова. Третьяков, также разглядев дар Малявина, охотно покупает его картины в свой музей.

Филипп Малявин. Портрет Ильи Репина. 1900
Филипп Малявин. Портрет Ильи Репина. 1900

✔В 1900 году за работу "Смех" (дипломная работа, которая привела академиков в замешательство) художник был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Импрессионистическое изображение русских баб в красных одеждах вызвало необыкновенный интерес у европейцев.

Филипп Малявин. Вихрь. 1906
Филипп Малявин. Вихрь. 1906

✔Анна Остроумова, однокурсница Малявина, писала: «В 1892 году я встретилась с застенчивым, растерянным и одиноким «монашком» в одежде, похожей на подрясник, — он молчал, опускал глаза и крестил лист бумаги перед тем, как начать рисовать. Прошло десять лет, и уже в Париже я увидела «европейца» в пальмерстоне, цилиндре, ярко-рыжих перчатках и таких же башмаках. Выглядел «европеец» нелепо, но вел при этом себя очень вызывающе».

Филипп Малявин. Автопортрет с семьей. 1910
Филипп Малявин. Автопортрет с семьей. 1910

✔После революции, в 1920 году художник был делегирован писать портреты новой власти. Ленин позволял ему беспрепятственно посещать не только Кремль, но и бывать у себя на квартире. Симпатия взаимной не оказалась. В 1922 году Малявина направляют в командировку в Европу для организации собственной выставки. Из поездки он в Россию не вернулся, обосновавшись во Франции.

Филипп Малявин. Мара Олив. 1922
Филипп Малявин. Мара Олив. 1922

✔Ошеломляющего успеха больше не случалось, все чаще художник обращался к народным образам, рисуя, перерисовывая, копируя себя. Все чаще звучит мысль о том, что вне родины искусства не существует. Гнятущая ностальгия по той, безвозвратно канувшей в лету, России, не оставляла его на протяжении всех лет, проведенных на чужбине.

Филипп Малявин. В санях. 1933
Филипп Малявин. В санях. 1933

✔После Парижа Малявин уехал в Ниццу, затем стал колесить по всей Европе с небольшими выставками. А после и вовсе начал скитаться в поисках частных заказов. Так он оказался в Бельгии, где в 1940 году случилось странное и страшное – его арестовали по подозрению в шпионаже. Спасло его лишь то, что среди гестаповцев оказался разбирающийся в искусстве человек.

Филипп Малявин. Автопортрет. 1927
Филипп Малявин. Автопортрет. 1927

✔После освобождения Малявин пешком отправился из Брюсселя назад в Ниццу. Пережитый стресс и изнуряющая дорога оказали удручающее воздействие на психику и здоровье 70-ти летнего художника. По возвращении он тут же слег и был госпитализирован. Из больницы Малявин уже не вернулся.

Филипп Малявин. Фарандола. 1926
Филипп Малявин. Фарандола. 1926

✔Для организации похорон дочь была вынуждена за бесценок продать 50 полотен некогда великого и обожаемого всеми художника.