Когда через сердечную чакру поднимается и ощущается мало энергии, когда мало «чувств», человек будет казаться бесчувственным и холодным. Это не значит, что его не мотивируют самые примитивные инстинктивные побуждения. Но мы говорим о таком человеке, что у него «нет сердца». Он безжалостен и не заботится ни о ком другом. Он просто идет вперед, переступая через всех на своем пути. В диагностических терминах мы называем такого человека «психопатом» или «социопатом». Его энергия направляется через нижние чакры таким образом, что он не проявляет никакой заботы или осознания других.
Когда у человека есть некоторая энергия, сосредоточенная в сердечном центре, а также в третьем или солнечном сплетении, он все еще может быть несколько агрессивным и эгоистичным, но его поведение будет, по крайней мере, частично смягчено некоторой заботой о других, некоторым состраданием и пониманием. Будет определенная степень интеграции. Влияние сердечной чакры придает чувственный компонент опыту человека.
Иногда в психотерапии мы видим пациента, который впервые начинает испытывать какие-то чувства к другим. Ему удается высвободить часть энергии, связанной с нижними чакрами, и испытать её на уровне сердечного центра. В его взаимодействии с другими людьми начинает появляться элемент истинной «связанности», но из-за загрязнения этого чувства влечениями, связанными с нижними чакрами, он попадает во всевозможные затруднительные ситуации. Он может внезапно стать нелепо романтичным, например, потратить все свои деньги на дорогие букеты для своей новой любви или растратить свои сбережения на экстравагантные подарки. Однако терапевт может обнаружить, что не хочет препятствовать такому поведению, чувствуя, что здесь есть элемент чего-то нового. С точки зрения терапевта, этот опыт можно рассматривать как движение в направлении роста, хотя он все еще включает в себя много патологии.
Когда сознание, переживаемое в сердечной чакре, не загрязнено влиянием инстинктивных побуждений, его качество иное. Строго говоря, его уже нельзя назвать эмоцией, а можно назвать просто «чувствами»; например, «чувством сострадания». Чем меньше привязанностей вовлечено, тем больше чувство свободно от эмоциональной окраски.
Благодаря концентрации на этом центре во время медитации связанный с ним опыт отделяется в своей чистоте. Сосредоточившись на сознании и усилив его здесь, можно постепенно различить и отбросить примеси из других чакр. Именно тогда человек способен испытывать менее фальсифицированные чувства, которые, в отличие от суматохи его предыдущих эмоций, более радостны и умиротворены. Тогда человек испытывает чувство, которое обычно сопровождает эмоции без окраски привязанности и зависимостей. Тогда он может более полно общаться с другими, менее стесненный инстинктивно доминирующими заботами о себе.
Неподдельное чувство и «чистое сострадание» или «бескорыстная любовь» не следует путать с блаженным состоянием единства, которое будет испытываться к кульминации эволюции сознания. Ибо здесь все еще есть чувство отделенности от других. Но больше нет того же стремления обладать ими или использовать их для усиления личной власти или чувственного удовольствия или слиться с ними инфантильным образом. Для человека, чья жизнь никогда прежде не была свободна от узких эгоистических забот, этот опыт может быть опытом великой свободы и радости. Хотя «другой» все еще ощущается как отдельный, он больше не является объектом неистовых попыток обладать, завоевать или победить.
Сострадание возможно только тогда, когда есть определенное чувство полноты, когда больше нет так многого внешнего, чего бы хотелось. Эта полнота подразумевает некоторую внутреннюю интеграцию: внутренние расколы должны быть исцелены в какой-то значительной степени. Опыт человека с людьми и объектами больше с точки зрения связанности и гармонии, а не просто разделения и конфликта. Начало переживания истинной эмпатии через сердечную чакру указывает на то, что параноидальные тенденции в некоторой степени разрешены. То есть, больше нет резкого разделения между хорошим и плохим. Меньше плохой части себя, которую он должен отрицать и проецировать на других. Остается некоторая разделенность между ним и теми, с кем он общается, но меньше раскола между частями себя. Это означает, что он начинает становиться целостным, интегрированным и полным, и у него меньше потребности сливаться с объектами или людьми в мире, чтобы вернуть себе спроецированные части себя. Больше нет такой острой потребности в привязанности.
Терапия Роджерса с её отказом судить других и её акцентом на «безусловном позитивном отношении» к другому, похоже, способствует развитию эмпатии, которая связана с этой чакрой. Перспектива этой чакры также четко изложена в книге Эриха Фромма «Искусство любить». Это, пожалуй, наиболее четкое представление взгляда на мир с точки зрения сердечной чакры в современной западной психологии. Поскольку Фрейд считал все мотивы в первую очередь сексуальными, Фромм предполагает, что наше разнообразное поведение основано на потребности в единении.
То, что Фрейд... игнорирует, это... полярность мужского и женского начала и желание преодолеть эту полярность путем единения...
Садистская личность хочет избавиться от своего одиночества и чувства заточения, сделав другого человека неотъемлемой частью себя.
По его словам, это стремление к самопревосхождению лучше всего выражается через любовь. Определяя любовь, Фромм перечисляет те качества, которые характеризуют сердечную чакру. Они включают в себя умение давать, заботу, ответственность (отзывчивость), уважение и знание
другого.
Активный характер любви можно описать, заявив, что любовь — это прежде всего умение давать...
Человек, характер которого не развился дальше стадии восприимчивой, эксплуататорской или накопительной ориентации, переживает акт отдачи... но только в обмен на получение; отдавать без получения для него — это обман.
Но о более зрелом человеке Фромм говорит:
Отдавая свою жизнь, он обогащает другого человека, он усиливает его чувство жизненности... Он не даёт для того, чтобы получать; давать само по себе является изысканной радостью.