От Зеленоградска до Балтийска 61 километр, это если ехать на машине по самой короткой дороге. А мы поехали на рейсовом автобусе, который идет вдоль побережья и останавливается во всех приморских поселках. Дорога на автобусе занимает два с половиной часа и стоит 342 рубля. Льгот для пенсионеров нет.
Начало нашего путешествия тут.
Расписание автобусов посмотрели заранее, оно есть на железнодорожном вокзале. Выбрали тот автобус, который отправляется в 8 утра. Билеты продает водитель, можно оплачивать картой. На вокзале желающих уехать в Балтийск было совсем мало. Автобус большой с мягкими сидениями.
По дороге садились еще люди и в результате почти все места оказались заняты.
Всю дорогу муж читал, а я смотрела в окно. Проезжали через Светлогорск, в нем несколько остановок. Потом из окна автобуса посмотрела Янтарный, красивый фонтан со скульптурой у янтарного комбината.
От Зеленоградска до Светлогорска поселки вдоль дороги выглядели вполне по-европейски: аккуратные симпатичные домики с геранями на окнах, живая изгородь из туй.
А после Светлогорска вид поселков резко изменился и стал похож на наши не лучшие деревни.
Порадовали засеянные, а местами уже убранные поля. Коров не видела ни разу.
Удивило обилие яблочных деревьев с не собранными яблоками. Это не заброшенные сады, а просто одиноко стоящие яблони, но их очень много.
Дорога хорошего качества, а в окно видела, что стоится еще какая-то новая трасса.
Так и доехали незаметно, совсем не напряжно было ехать больше двух часов.
Высадили нас у железнодорожной станции. С нее ходят дизельные поезда до Калининграда. Посмотрели сразу расписание обратных автобусов, ибо ходят они раз в час, но есть несколько рейсов с интервалом 2 часа.
А дальше пошли знакомиться с городом. Аудиогид по Балтийску у нас был. Он нас и повел.
Немного истории
История Балтийска начинается в XIII веке с рыбацкого поселения на берегу моря. Веком позже датируются первые упоминания о крепости «Пиле». А толчком к быстрому развитию крепости и поселения стал каприз природы. В результате сильнейшего шторма образовался пролив между морем и заливом, который и сейчас отделяет Балтийскую косу от материковой части города. Начало развиваться судоходство и торговля, а это мощные стимулы для роста города и укрепления крепости.
Ту крепость в форме звезды, которую мы видим в наши дни, заложили шведы, когда захватили эти земли в первой половине XVII века. Шведскими крепость и поселение Пилау были совсем не долго, примерно 10 лет, затем снова стали прусскими.
1725 году прусский король подписал указ о придании Пилау статуса города.
Сначала от вокзала по проспекту Ленина мы шли по обычному, ничем не примечательному городу с типовыми панельными многоэтажками.
Поздоровались с Владимиром Ильичом.
А за ним уже стали попадаться старые здания.
Тут надо вспомнить, что в последнюю войну город постигла та же участь, то и Калининград. Он был практически полностью снесен с лица земли.
Чудом уцелели лишь отдельные постройки. Вот их мы и пойдем смотреть.
Комплекс зданий пехотных казарм
Целый ряд зданий из красного кирпича был возведен в 1905 году и предназначался для военного гарнизона Пилау.
По сути это был целый военный городок с казармами, складами, водонапорной башней. Тут было даже казино и помещение для военного оркестра.
К сожалению, рассмотреть строения можно только издали, ибо на территорию бывших казарм проход запрещен. Ныне там располагается штаб базы ВМФ.
Очень понравилась яркая и симпатичная пятиярусная водонапорная башня высотой 30 метров.
Крепость Пилау и военный мемориал
Когда шведы захватили поселение Пилау в 1626 году, то они стали возводить крепость в форме звезды. Это были земляные валы, укрепленные деревянным частоколом. В каждом углу звезды располагался бастион.
Позже, когда Пилау снова стал прусским, крепость стала возводиться из камня и кирпича. Внутри звезды строились казармы, мастерские, склады, была даже своя тюрьма и кирха.
В последнюю войну постройки крепости сильно пострадали, мало что сохранилось до наших дней.
А еще крепость известна тем, что в 1697 году ее посетил Петр I с целью обучиться фортификационному делу, а также артиллерийскому мастерству.
К сожалению, внутрь крепости мы не попали, был выходной день.
Напротив крепости расположен военный мемориал.
Памятник Петру I
А вообще Петр I бывал в Пилау четыре раза. Отсюда он отправился морским путем в Голландию. А перед тем был приглашен на свадьбу и танцевал с невестой прямо на набережной. Теперь на этом месте стоит памятник Петру.
Вокруг на небольшой площади яркие цветники.
Петр изображен в полный рост с подзорной трубой в руке. Взгляд его устремлен на залив. На постаменте отображены главные военные события петровской эпохи.
Свято-Георгиевский кафедральный морской собор
Здание их красного кирпича со стрельчатыми окнами в нео-готическом стиле было возведено в 1866 году для лютеранской общины Пилау.
После войны в здании кирхи был клуб военных моряков, а православным собором оно стало в 1991 году, когда старую кирху освятили в честь Георгия Победоносца.
Вокруг еще несколько уцелевших построек времен Пруссии.
Балтийский маяк
В самом западном городе России и маяк самый западный. Возвели его в 1816 году. Маяк имеет высоту 33 метра.
А еще он замечателен тем, что проектировал его один из самых известных архитекторов Германии Карл Шинкель. Маяк и ныне действующий.
Набережная Балтийска
Набережная Балтийска совсем простая, без помпезности и украшений, но такая атмосферная.
Ее протяженность всего 1,2 километра, набережная начинается у залива. Здесь можно посмотреть пришвартованные корабли,
отсюда ходит и паром на Балтийскую косу.
Заканчивается набережная у моря Северным молом. Когда идешь по набережной, то перед глазами Западные морские ворота нашей страны, через которые снуют большие и малые катера и корабли,
а вдалеке виден высоко над землей конный памятник нашей императрице Елизавете Петровне.
Гулять здесь замечательно: свежий морской ветерок, крики чаек и никаких машин и самокатов. Только ты и море.
Продолжением набережной является Северный мол. Стоит обязательно дойти до его конца.
И тогда со всех сторон будет только море, а если повезет, то к вам приплывут белые лебеди.
Памятник императрице Елизавете Петровне
Масштабный конный памятник стоит на возвышении и виден издали со всех сторон. Вместе с постаментом он имеет высоту 14 метров. Появился памятник в 2004 году (скульптор Г. Франгулян). Взгляд императрицы направлен на море. Она как бы встречает все прибывающие корабли.
Почему вдруг памятник Елизавете Петровне оказался в Пилау? Все просто, именно в правление Елизаветы город и часть Восточной Пруссии на непродолжительное время стали одной из провинций Российской империи. В ознаменование побед русской армии во время правления Елизаветы Петровны и установили памятник.
Фантастически красивый белоснежный пляж в дюнах
Если спуститься от памятника к морю, то окажетесь на бесконечно по протяженности и очень широком белоснежном пляже, обрамленном дюнами.
Место просто сказочное. Никаких волнорезов, ларьков, шезлонгов. Только вы и море. И людей почти нет.
Водичка в море совершенно прозрачная, под ногами мягкий песочек. Купаться в этом месте очень приятно и комфортно. Но инфраструктуры никакой.
Вот, собственно, и все, что мы успели посмотреть в Балтийске. Обратно, к железнодорожной станции мы возвращались моим любимым маршрутом под названием "куда глаза глядят". Прошли по жилым районам города.
Скромно, очень лаконично и просто, но мне и здесь понравилось.
Впечатления от Балтийска остались приятные и позитивные. К посещению очень рекомендую. Он совсем другой, не такой сказочно-пряничный как Зеленоградск и Светлогорск. Он суровый и настоящий.
Продолжение уже здесь.
А вы были в Балтийске? Как впечатления?