Власти Тайваня не оставляют надежды отбить у Китая желание вернуть остров под свой полный контроль. Так, в эфире местного телевидения президент ограниченно признанной республики Лай Циндэ, ссылаясь на китайские планы исторического реванша, предложил Пекину оставить планы по завоеванию Тайваня и переключиться на российский Дальний Восток.
Китайские власти, убежден Циндэ, «говорят об аннексии республики не потому, что какой-то конкретный человек или конкретная партия предприняла какие-то действия или что-то сказала». Китай заинтересован не в территориях, иначе давно бы напал на Россию, считает тайваньский лидер.
Лай Циндэ, кажется, очень плохо знаком с историей российско-китайских отношений, поскольку еще в 2001 между нашими странами было подписано соглашение о добрососедстве. Данный документ закрепляет положение о том, что все территориальные споры между Россией и Китаем урегулированы. Получается, что Тайвань предлагает этот договор нарушить.
Следует взять во внимание и Айгунский договор 1858 года в совокупности с рядом других соглашений (к примеру, Нерчинский договор), по которым Москва уступала земли Пекину. Вся наша граница сформировалась в ходе долгой исторической и дипломатической работы - просто так выкинуть десятилетия юридических переговоров не получится.
Понятно, что Тайвань в данном случае пытается «натравить» Китай на Россию, однако можно ли назвать такую стратегию политикой суверенного государства? Разумеется, нет: независимую страну разногласия Москвы и Пекина (тем более выдуманные) должны волновать во вторую очередь.
А озабоченность подстрекаемого американцами Лай Циндэ больше походит на поведение управленца бурной китайской провинции, подкидывающего острых идей верховному руководству.
В Кремле скандальные инициативы тайваньских сепаратистов, мягко говоря, не оценили. Представитель отечественного МИД Мария Захарова заявила, что Москва не заинтересована в «точках зрения отдельно взятых маргинальных политиков, одолеваемых реваншистскими синдромами», а также подчеркнула, что подобные провокационные действия ни к чему хорошему частично признанную республику не приведут.
Поддержал коллегу сенатор Владимир Джабаров. «Со стороны Тайвани мы видим полную безнаказанность - раз уж они решаются на такие высказывания. Тайвань юридически и так является территорией Китая, однако через определенное время остров станет китайской землей и на деле - в этом не сомневаюсь.» - рассказал Джабаров на встрече с репортерами.
Понятно, что от лица Лай Циндэ говорят не подконтрольные его режиму тайванцы, а американские «хозяева», одержимые идеей стравливания государств Восточной Азии. Безграмотность этих самых «хозяев» видна невооруженным глазом: к чему пытаться втянуть в конфликты с Китаем Россию, если мы еще в ельцинские времена четко обозначили свою позицию относительно острова - Пекин разбирается, мы в эти разборки не лезем.
Так же как Китай, к примеру, не лезет в наши территориальные разногласия со страной У. или Грузией. Поэтому в возможном сценарии военного вмешательства КНР в дела Тайвани для России просто нет места: не наши это заботы и не наша зона ответственности.
Однако стоит отметить, что в ближайшее время Пекин вводить войска на остров не собирается - в КНР сейчас заинтересованы в сохранении статуса-кво и улучшении сфер внутренней политики вроде повышения уровня благосостояния и экологической революции. Полным ходом идет интеграция «зеленой» энергии и производство электромобилей, солнечных блоков и батарей. Словом, у Си Цзиньпиня есть дела поважнее полупризнанной островной республики.