Найти тему
Чё там делать?

Дивеево

Никогда не считала себя религиозным человеком. Было время, когда не могла с полной уверенностью ответить на вопрос, верю ли я в Бога. Было время, когда боялась допустить мысль, что не верю. Было время, когда не понимала и сопротивлялась ритуалам церкви, а потом приняла, что не обязательно делать "правильно", главное - от сердца.

Вообще, я чётко разделяю походы в церковь - бывают духовные, когда мне требуется время подумать и попросить, бывают - познавательные, когда восхищаюсь росписью купола и тем как падает свет на алтарь. Совмещать их никогда не удавалось. Поэтому все наши поездки по соседним городам никогда не бывают религиозными: мы не паломники, мы - туристы. А в центральной России, уж так сложилось, история страны писалась через храмы.

Однако в этот раз случилось по-другому. Сложное лето, сложные мысли и необходимость дополнительной опоры подталкивали к поездке в Дивеево не с экскурсионными целями. Но историю все-таки немного расскажу.

Четыре места на земле, уделы, Богородица взяла под Свое покровительство: Иверия (Грузия), Афон (Греция), Киев и Дивеево. Во второй половине XVIII века Пресвятая Богородица велела А.С. Мельгуновой (преподобной Александре) в Дивееве основать великую обитель. Матушка Александра построила Казанскую церковь и обосновалась рядом с ней, пригласив на жительство в первоначальную общину четырех сестер. Первое время их жизнь была неразрывно связана с Саровским монастырем. После кончины первоначальницы духовное и материальное попечение о женской общине принял на себя насельник Саровской пустыни преподобный Серафим.
Батюшка Серафим говорил, что он ни одного камешка в обители самопроизвольно в Дивеевской обители не поставил, а все делал лишь по наставлению Царицы Небесной. Рядом с Казанской церковью была основана девичья, Мельничная община, куда Пресвятая Богородица поименно велела перевести восемь сестер. Для нее Пресвятая Богородица дала новый устав, которого не было ни в одном монастыре. Преподобный Серафим Саровский получил благословение от Пресвятой Богородицы на строительство двух Рождественских церквей и мельницы для девичьей общины, которую следовало окопать Канавкой, по которой ежедневно будет проходить Божия Матерь, обходя Свой удел.

Теперь о своих впечатлениях. Не хочется признаваться, но сначала мне было страшно: в брюках же не пускают, я могу сделать что-то не правильно (везде пишут как и с какими молитвами нужно проходить по Святой Канавке, а я из молитв только первые 4 строки "Отче наш" знаю), меня обязательно выгонят - я со своим капюшоном толстовки совсем не похожа на окружающих женщин в платках. Из-за этих мыслей я даже не сразу поняла, что мы уже в монастыре и абсолютно никто не обращает на меня внимания.

А дальше все было проще, чем я себе представляла. Во-первых, мы успели на службу в Троицком соборе, во-вторых, совершенно случайно присоединились к крестному ходу монашеской конференции. Идти в плотном потоке таких же людей оказалось именно тем, что было нужно. Интересная деталь: обычно толпа меня раздражает. Я начинаю осуждать всех вокруг: кто-то толкается, кто-то шумит, кто-то фотографирует прямо перед знаком "фотосъемка запрещена". В этот раз я отмечала все эти внешние проявления, но сразу же их отпускала.

Конечно, в моменте, казалось, что со мной что-то не так. Почему сотни паломников чувствуют невероятную энергию, считают монастырь местом силы, испытывают небывалый духовный подъем, а я пытаюсь заставить себя что-то ощутить. И у меня не получается. Пока находилась там - смирилась, ну нет так нет. Надо развивать в себе духовность.

А потом обнаружилась одна деталь. Мой муж совсем не поклонник походов в церкви. Часто бывает, что я забегаю в нашу, расположенную у дома, а он ждет меня снаружи. В этот раз весь путь он был со мной. Не зная на тот момент истории места, не понимая значения для всех православных людей, он шел со мной и, как оказалось, просил того же, что и я. Вот так, не договариваясь, не обсуждая ничего заранее, можно думать об одном не самом очевидном в нашей текущей ситуации. Наверное, так и расставляются жизненные приоритеты.

Памятник царской семье
Памятник царской семье

Сейчас, спустя несколько дней после поездки, приходят мысли, что стоит туда еще когда-нибудь вернуться. А еще всплывают старые вопросы. Сейчас могу на них ответить однозначно: я верю.