Никто не будет отрицать влияние в еще совсем недавнем прошлом немецкого автопрома на развитие отечественной автоиндустрии. В прошедшем десятилетии сотрудничество немецкого Daimler AG и КАМАЗа было очень тесным. Результат вот он, налицо. Достаточно взглянуть на кабину нового поколения камских грузовиков К5 и заметить чрезвычайное сходство с Mercedes-Benz Actros. Планировалось, что продукция завода кабин будет распределяться в соотношении 80% для КАМАЗа, и 20% для сборочного предприятия «Даймлер КАМАЗ Рус», расположенного по соседству на площадке камского автогиганта. Однако после демарша западных автопроизводителей весной 2022 года все связи оказались оборванными. И теперь КАМАЗ проводит программу антисанкционных мероприятий. А в «сухом остатке» осталась современная кабина для камских грузовиков.
Примерно в такой же ситуации оказался и Минский автозавод, на который поставляли моторы Mercedes-Benz и коробки передач ZF, для грузовой и пассажирской техники. Но никто не надоумил белорусских коллег построить завод по выпуску современных кабин, что успешно сделали камазовцы.
Если же углубиться в историю, то в целом можно обнаружить такой факт – пассажирское направление МАЗа также начиналось с сотрудничества с немецким партнером, которым выступила немецкий автобусостроитель Neoplan (одна из дочерних компаний MAN). Именно у него еще в 90-ые годы была приобретена лицензия для своей первой высокопольной городской модели МАЗ-101.
Зачем мы вспоминаем все эти факты из недавней истории российского и белорусского автомобилестроения? Все дело в том, что как оказывается «плодами» немецкого автопрома пользуются наши китайские партнеры. Но не только пользуются, но и помогают российской автоиндустрии. Поясним.
Во время проведения Восточного экономического форума во Владивостоке, одновременно состоялась торжественная церемония запуска производства автобусов Sollers. На этой церемонии присутствовали высокие гости в лице вице-премьера Дениса Мантурова.
Гостям продемонстрировали два автобуса российской марки Sollers – туристической модели Sollers SA9 и междугороднего Sollers SA6. И в этом месте нужно вспомнить о бейдж-инжиниринге. Дело в том, что Sollers SA9 - это точная копия китайского автобуса Ankai A9. Но в свою очередь Ankai A9 является репликой немецкого автобуса Setra 515. Круг замкнулся.
Откуда в китайском автопроме появился немец, клон которого еще передали в Россию? Дело в том, что марка Ankai принадлежит китайскому автостроителю JAC. На заводе Ankai ведется сборка автобусов немецкого бренда Setra (бренд принадлежит Daimler). Сотрудничество Setra и Ankai началось еще в 90-ые годы прошлого века. На заводе китайской компании ведется параллельно ведется сборка автобусов Setra и его китайского локализованного аналога Ankai.
Пока же во Владивостоке будут выпускать две модели – флагманский автобус туристического класса Sollers SA9 и междугородний Sollers SA6. Первый рассчитан на перевозку 49-51 пассажиров в зависимости от компоновки салона. Второй - ближе к среднему классу техники рассчитан на перевозку 35 пассажиров.
Старшая модель укомплектована дизелем Weichai (370 л.с.) и механической коробкой. Такие же агрегаты будут устанавливаться и на российской версии автобуса. 9-метровый Sollers SA6 это игрок в классе курганского КАвЗ-4238, укомплектован двигателем мощностью 245 л.с.
Пара слов о производственных планах. Планируется, что владивостокское предприятие сможет выпускать до 1500 автобусов в год. Пока ведется сборка и тестирование. На перспективу планируется локализация. НО вызывает сомнение, что предприятие, расположенное рядом с китайской границей будет получать издалека более дешевые, чем китайские компоненты и узлы. Впрочем, озвучивается в перспективе переход на российскую электронику, а также детали экстерьера, шины и т.п. Пока неизвестно, будут ли устанавливать российский двигатель и коробку. Все будет зависеть от экономической эффективности процесса.
На заводе во Владивостоке (бывш. завод Мазда-Соллерс) год назад стартовало производство пикапов ST6 (китайский аналог JAC T6). Затем компания приняла решение перенести производство в Ульяновск, а на этих площадях организовать производство автобусов туристического класса с китайским партнером. Как известно, в мае состоялось совещание с участием президента по вопросам развития внутреннего туризма. Была поставлена задача обеспечения отрасли автобусами российского производства, а также включения этого класса автобусов в программу льготного лизинга.
«Производство туристических и междугородних автобусов Sollers будет способствовать решению поставленных Президентом задач активного развития внутреннего туризма, а также повышению транспортной мобильности населения. Нет сомнений, что вся продукция найдет спрос со стороны туроператоров и перевозчиков. А чтобы дополнительно простимулировать поставки таких автобусов, по ним в программе льготного лизинга вводится повышенная скидка», – отметил первый вице-премьер Денис Мантуров.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz