Найти тему
Небо не кончится

Запуск речи как объект наблюдения

Запуск речи у малыша - явление шикарное. Мы годами учим иностранные языки, и толку? А эти шурупчики в сандалетах за месяц-два осваивают грамматику! Великого сложного русского языка. И даже на интуитивном уровне.

Особенно интенсивно лексикон маленького Василия начал наполняться в мае этого года. Тогда, на фоне стресса, вызванного поездками на всех видах транспорта, проживанием не дома и физическими страданиями (болезненная операция), он начал губочкой впитывать все все слова на свете и пытаться их повторить. Васе в мае исполнилось ровно два.

Спустя несколько месяцев малыш продвинулся, наконец, до уровня простейших фраз. Ну прямо совсем примитивных. И одновременно в дело вступили глаголы. Их мы знаем теперь великое множество, в разных спряжениях. Чаще в повелительном. Но стесняемся употреблять вместе с существительными, а зря))

Вот банальные наблюдения.

Бутылочку с водой несет: "Откроем. Попьем"! Хотя всегда было: "открой". А "попьем" я никогда в бытовой речи не употребляю, свой домашний лексикон Эллочки Людоедки знаю.

Вчера ночью в темноте укладываемся. Рассказал практически весь репертуар Доброй (чтоб ее) Пчелы, причем с выражением, на разные голоса, полностью отзеркаливая диалоги героев. И с песнями, и вообще. Говорю: Вася маме сказки рассказывает! Слышу из темноты: ...и песенки пою.

На коне, с кораблем на руках
На коне, с кораблем на руках

Не успеваю фиксировать свое удивление от того, как фантастически быстро всё это происходит. Речь включается у маленького человека со скоростью схода лавины, цепляя своим полем совершенно нецепляемые вещи. Вот, к примеру, с утра Василий ходит по дому и произносит названия предметов, которые видит на своем пути: суп, кастрюля, картошка, макароны. Насчет первых трех понятно, на вкус ему они категорически не нравятся ( включая кастрюлю), а вот с последними Вася ни в быту, ни в видео-формате (мульты, детские фильмы - все инфополе ребенка исходит из моих скачиваний видео контента и мной контролируется) не сталкивался. Откуда взялись макароны???

Частенько берет книгу и перечисляет увиденное на картинках. Для него это игра, причем фонетическая. Слышали бы вы, как он произносит сложное слово вафли (афффф-лл) или автобус ( аффф (пауза)тобус). Пока мать повторяет английский с зеленой совой, ребенок совершенствует русский.

Лексикон его раздувается, как снежный ком. Первые крохотные и редкие попытки составления фраз. Первые попадания пальцем в цель. Самая первая его фраза была: надо убрать! Касалась эта фраза куска хлеба, который стоило поднять с пола, абы собака Рамик не стащил угощение. Фраза эта, к сожалению, более не повторялась. Однако, порой выдаем:

"Буслик, собака, гав гав". (собака Буслик лает).

Или: протягивает бутылочку после утреннего молока и говорит: "Спабиба (спасибо). Помой! Чисто-чисто".


Укладываю на ночь спать. Лежит на спине и болтает без умолку на нарочно тарабарском языке. Потом резко отворачивается от меня, громко произносит (второй раз от него только слышу это слово), по слогам: "да тви да ния".

И тотчас засыпает. До свидания, ага.

Первая в жизни покатушка на карусели. Некой гастролирующей карусели...
Первая в жизни покатушка на карусели. Некой гастролирующей карусели...

Позавчера насторожила тишина в той половине дома, где болтается по утрам ребенок. Прихожу, вижу: сидит под пианино, спрятался. Тихонечко накручивает папины шорты (ну забыла я убрать в шкаф!), чистые, на голову. Сладко произносит - шаапочка... Это мол: хочу гулять, одевай мама шапочку.

Очень много поет. Когда слышит песенку в мультике или фильме, прямо прилипает к экрану и жадно слушает слова, повторяет фразами, зеркалит не понимая слов, но как зеркалит! Память работает на триста три оборота!

Два раза посмотрели тибабаську ( чебурашку). На третий день уже перед сном пели первый куплет и припев, причем ребенок подсказал все слова абсолютно правильно. А в конце ,где " только раз в годууу" отлично попал в ритм, повторил попадание, еще раз повторил и стал смеяться от радости: получилось. К слову, второй куплет, как оказалось, он тоже знал. И лучше меня)))

мамины картины)
мамины картины)

Наблюдение за тем, как человечек ставит речь на лыжи, есть истинное наслаждение (для филолога). Я реально ловлю ментальные тортики с шоколадом, когда слышу все эти: петьку апила, аську алила, этаму ала, таму не ала...


И вот эта аудиальная память... У нас есть список постоянных мультов (десятка три-четыре ), периодически я их включаю и вижу, как ребенок произносит целые фразы, фразы за фразой, опережая реплики героев. То есть, он озвучивает мультики. При этом ребенок часто не знает, что означает фраза, он просто ее произносит наперегонки с мультиком, и каждый раз обгоняет))). Это же касается и детских фильмов.

Ну а потом Вася закрепляет материал, произнося те же фразы в игре с машинками, например. И с такой экспрессией, с такой мимикой, с такими шикарными интонационными конструкциями, что любой актер бы позавидовал.

А перед сном я рассказываю по памяти ему Таракана или Мойдодыра, а малыш снова обгоняет меня фразами ( не зная их значения). Вот клетки молодого мозга как работают!

И приятное: ребенок стал проговаривать собственное имя. Сидит такой: Мася Мася Мася, Масилий! И тут я поняла, что за Мася...

Жду этап словотворчество. Говорят, в три начинается. Думаю, будет интересно)