Найти тему

Готов или не готов к групповой поездке на велосипеде?

Вопрос готовности человека и его велосипеда к совместным заездам будет актуальным всегда. Но проблема состоит в том, что многие велосипедисты приезжают на том, что у них есть, а понятие «велосипедист готов» и «велосипед исправен» понимается каждым человеком по-своему:

- Велосипед едет? Едет. А что ещё надо?
- Я могу проехать 100 км за 10 часов, значит, я готов

В лично моём понимание "готов", это когда на горном велосипеде без остановки можешь проехать 100 км за 4 часа по асфальту и за 6-7 часов по маршруту уровня Конаково-Тверь.

Самое простое сказать так: проблемы других - не мои проблемы, пусть сами отвечают за себя. За 15 минут, что мы стоим на стартовой поляне, невозможно научить человека ездить на велосипеде. Пусть учится на своих ошибках.

Да, невозможно, но в режиме «ждём всех», проблема одного становится проблемой всех.

Что практичнее, на стартовой поляне минут 15-20 приятно пообщаться в ожидании старта или хотя бы:

- проверить давление в колёсах и подкачать их при необходимости

- спросить, у всех рабочие тормоза и переключатели передач?

- поинтересоваться, какой навык езды имеется на пересеченке

- у всех есть запаски, насосы, мультитул, еда, вода и т. п.

Я вижу ситуацию так:

1) Если человек приехал с недокачанными покрышками на асфальтовую катушку, то ему предлагается достать насос и докачать.

Есть те, кто приезжают на 2 атмосферах и катят асфальт в первой пятерке 70 км без проблем. Но также видел «змеиный укус» на первых километрах и после этого ремонт минут на 20 или «чего-то как-то тяжело ехать в подъёмы после 40 км».

Опытный велосипедист с первого взгляда может определить недостаточно подготовленного. Чаще всего это девушки на ашанах. Пусть мучается или поможем делом и советом?

2) Если человек приехал без велошлема, а этот момент был указан в анонсе, то ему предлагается ехать в конце группы (за замыкающим).

3) Если у велосипеда имеется критическая неисправность в виде одного неработающего тормоза и т.п., то ему предлагается ехать последним за замыкающим метрах в 15 и самостоятельным решением своих проблем. Никто ждать его не будет.

4) Если в ходе опроса выясняется, что человек перед бордюрами спешивается или панически боится собак, то ему также предлагается ехать в хвосте группы, либо за имеющиеся 10-15 минут научиться его преодолевать.

Идея такого разделения проста — в голове едут подготовленные велосипедисты, а неподготовленные в хвосте для их же безопасности и урока на будущее.

Почему так? Потому что навыки подготовленного велосипедиста отличаются от навыков неподготовленного на порядок со всеми вытекающими последствиями.

Там, где неподготовленный будет спускаться на тормозах 20 км/ч, ехать 5 км/ч в подъём и спешиваться перед каждым корнем высотой 10 см, подготовленный пойдёт 50-60 км/ч, 15 км/ч и 5 км/ч по корням. А попытка повторить манёвр впереди едущего по пересеченке может закончиться печально, если не хватит мастерства.

Я стараюсь ехать с учетом поправки на любительскую езду, поэтому и не напрягаюсь на велопарадах. Но бывают случаи, когда едущий впереди делает что-то невообразимое. И тогда в голове происходит щелчок, ты сам виноват в том, что слишком плотно сидел у него на колесе или выбрал не ту спину.

А если велосипедистов 40-50 человек, что, с каждым проводить разъяснительную беседу?

Нет, можно по договорённости с организатором сделать проще — опрос с подниманием рук:

- поднимите руки те, у кого нет запасной камеры
- поднимите руки те, у кого не работает тормоз, переключатель
- поднимите руки те, кто не может заехать на бордюр

Этот психологический момент может оказаться более действенным, чем простыня в анонсе касательно «приезжать на подготовленном велосипеде» и т. п., потому что публично признаться в своей неготовности мало кому хочется.

Все проблемы можно условно разделить на три большие группы:

1) Проблема с велосипедом (дешевый, тяжелый, что-то не работает)
2) Не хватает силовой выносливости в подъём — постоянный отвал
3) Не хватает техники прохождения препятствий — перетормаживание на корнях, технических спусках, падения на скользких или наклонных поверхностях

Но как понять масштаб проблемы, если катаешься много, но один?

В беседах с велосипедистами можно встретить любопытный момент. Многие катают давно (несколько лет) и им кажется, что катаются они хорошо. А в группе не тянут. Почему?

Потому что они катались, а в группе надо ехать. Для этого нужно постоянно тренироваться.

Если велосипедист принимал участие в групповом заезде, то у него уже есть представление о том, как и где может ехать голова группы. Хочется ехать также — приводите велосипед в порядок и тренируйтесь. Не хочется — тогда имеет смысл выбирать прогулочные мероприятия по асфальту.

Приведу пару примеров из других областей:

- поздно учиться ездить на автомобиле, когда нужно всей семьёй ехать на дачу
- свою гитарную партию нужно разучивать дома, а не когда стоишь на сцене

Какие-то моменты можно подсмотреть и отточить в групповой катушке, но лучше на них приезжать уже с какой-то базой и пониманием того, "какие скорости" когда использовать, сколько качать для предлагаемого рельефа и чем отличается велосипедный фонарик от велофары.