Путь женщин на железную дорогу не был лёгок. Поначалу на магистралях работали мужчины, женщинам же позволялось лишь занимать должность переездной сторожихи
Медленно, но верно
Ситуация менялась медленно и в основном — благодаря исключениям. Первым из них стала Ольга Степановна Кнушевицкая. Она была дочерью начальника станции и в 1863 году смогла официально получить работу билетного кассира на Московско-Нижегородской железной дороге. При этом первой железнодорожнице запрещено было выходить замуж.
Дальше — больше. В 1975-м женщинам официально разрешили работать телеграфистками на железной дороге. И снова семейных обошли стороной: принимали на работу незамужних или вдов.
К началу XX столетия на магистралях было уже несколько должностей, на которые могли претендовать женщины. Например, они получили возможность стать кассирами, конторщиками, счетоводами, врачами… Чуть позже в России появились и женщины-инженеры, затем — женщины-осмотрщики вагонов, женщины-кладовщики и женщины-стрелочники.
Новые рубежи
Первой женщиной-машинистом стала Зинаида Петровна Троицкая, которая начинала свой трудовой путь с должности слесаря. Профессию машиниста Зинаида Петровна поначалу осваивала тайно, затем несколько раз получала отказ в прохождении экзамена, но в итоге всё же добилась разрешения и стала управлять маневровым паровозом.
Без границ
Сейчас женщины официально могут работать машинистами и помощниками машинистов электричек, скоростных и высокоскоростных электропоездов. Все эти специальности убрали из списка профессий с ограничениями на женский труд, как и многие другие.
Сегодня женщинам доступна практически любая должность на железной дороге. Редкие исключения связаны с поднятием тяжестей сверх нормы или работой с ядовитыми веществами. В остальном — выбор никак не ограничен.
Женщины становятся и осмотрщиками вагонов, и начальниками железнодорожных станций, и электромеханиками… Многие из них рассказывают, что если поначалу коллеги-мужчины и относятся к ним скептически, то этот скепсис быстро меняется на признание и уважение.
Кстати, ещё во время строительства Байкало-Амурской магистрали женщины доказали всей стране, что могут работать наравне с мужчинами. Об этом мы писали в статье "Женщины на БАМе".