«Две змеи, что сходятся, взирая друг на друга! Но они — едины»
В фэнтезийном фильме «Конан-варвар» (Conan the Barbarian, 1982) двуглавый змей — знак культа, который возглавляет чародей Тулса Дум, прекрасно сыгранный недавно умершим Джеймсом Эрлом Джонсом.
Змеи в рассказах Р.И. Говарда о Конане-варваре обычно являются символом Сета, злого божества Стигии. А Тулса Дум впервые появился в рассказе Говарда «Кошка и череп» (Cat and Skull), написанном в 1928 году. Там он оказывается верховным жрецом культа Змея, причем действие рассказа происходило задолго до эпохи, в которую жил Конан, согласно хронологии вымышленного мира Хайборийской эры.
В любом случае, фильм 1982 года вольно обращается с этим материалом, и две змеи появляются на экране не только из-за говардовского Сета или змеиного культа из «Кошки и черепа».
Этот образ перекликается с навершиями античных керикионов (κηρύκειον) или кадуцеев (caduceus). В древнегреческом мифе Гермес решает проверить силу волшебного жезла, полученного от Аполлона. Бог помещает его между двумя змеями и те обвивают жезл, забыв о вражде. Гермес обездвиживает их, навсегда сделав частью жезла.
Интересно, что змеи на керикионах/кадуцеях обычно бородаты. Бородатый змей — частый мотив в искусстве классической античности и появляется в разных контекстах. В змеиных бородах видели указание на мужской пол (у римского философа Клавдия Элиана) или признак антропоморфности/связи с божеством (Harrison). Также современные исследователи предлагают воспринимать их как прежде всего символ мифологического, священного существа, связанный с идеями могущества и дуалистичной природы (Murdoch). В случае со змеями Гермеса, полагаю, дуализм и связь с божеством действительно являются главными чертами.
У кадуцея было много различных символических значений, связанных с образом Гермеса/Меркурия, в том числе он воспринимался как символ дипломатов. А распространение герметических культов и популярность таинственной фигуры Гермеса Трисмегиста привели к восприятию кадуцея как оккультного символа, воплощения дуализма и пути к познанию тайн.
Думаю, именно поэтому две змеи и оказались в «Конане-варваре». Ведь Тулса Дум с его рассуждениями и вечной погоней за тайным знанием напоминает оккультного философа и мага, пускай и в сильно упрощенном варианте.
Есть в «Конане-варваре» и другие узнаваемые символы. Например, пожирающий собственный хвост и свернувшийся в кольцо змей, который изображен в окружении черепов и костей. Такое изваяние красуется в храме культа, который возглавляет Тулса Дум.
Это уроборос, буквально «хвостоед» на древнегреческом (οὐροβόρος, οὐρά «хвост» + βορά «пища, еда»). Символ бесконечности, цикличности и вечности, постоянного перерождения. Популярный в алхимии, широко известный и очень распространенный, в том числе в массовой культуре.
Точно установить происхождение этого образа вряд ли возможно, поскольку в разных вариациях он встречается в самых различных культурах. Одни из самых ранних изображений, датируемые временем 1600 и 1100 годами до н. э., связаны с Древним Египтом. Возможно, от египтян уроборос и пришел в Древнюю Грецию.
Понятно, почему художники-постановщики решили использовать этот хорошо узнаваемый образ среди сакральных символов культа. Чародей Тулса Дум одержим вечным поиском знания, властью над жизнью и смертью.
Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM