Найти тему

Двуглавый змей «Конана-варвара»

Кадр из фильма «Конан-варвар» (Conan the Barbarian, 1982)
Кадр из фильма «Конан-варвар» (Conan the Barbarian, 1982)

«Две змеи, что сходятся, взирая друг на друга! Но они — едины»

В фэнтезийном фильме «Конан-варвар» (Conan the Barbarian, 1982) двуглавый змей — знак культа, который возглавляет чародей Тулса Дум, прекрасно сыгранный недавно умершим Джеймсом Эрлом Джонсом.

Змеи в рассказах Р.И. Говарда о Конане-варваре обычно являются символом Сета, злого божества Стигии. А Тулса Дум впервые появился в рассказе Говарда «Кошка и череп» (Cat and Skull), написанном в 1928 году. Там он оказывается верховным жрецом культа Змея, причем действие рассказа происходило задолго до эпохи, в которую жил Конан, согласно хронологии вымышленного мира Хайборийской эры.

В любом случае, фильм 1982 года вольно обращается с этим материалом, и две змеи появляются на экране не только из-за говардовского Сета или змеиного культа из «Кошки и черепа».

Кадр из фильма «Конан-варвар» (Conan the Barbarian, 1982)
Кадр из фильма «Конан-варвар» (Conan the Barbarian, 1982)

Этот образ перекликается с навершиями античных керикионов (κηρύκειον) или кадуцеев (caduceus). В древнегреческом мифе Гермес решает проверить силу волшебного жезла, полученного от Аполлона. Бог помещает его между двумя змеями и те обвивают жезл, забыв о вражде. Гермес обездвиживает их, навсегда сделав частью жезла.

Интересно, что змеи на керикионах/кадуцеях обычно бородаты. Бородатый змей — частый мотив в искусстве классической античности и появляется в разных контекстах. В змеиных бородах видели указание на мужской пол (у римского философа Клавдия Элиана) или признак антропоморфности/связи с божеством (Harrison). Также современные исследователи предлагают воспринимать их как прежде всего символ мифологического, священного существа, связанный с идеями могущества и дуалистичной природы (Murdoch). В случае со змеями Гермеса, полагаю, дуализм и связь с божеством действительно являются главными чертами.

Бронзовое навершие кадуцея/керикиона, Крит (?), первая половина V в. до н.э., коллекция Джорджа Ортиса
Бронзовое навершие кадуцея/керикиона, Крит (?), первая половина V в. до н.э., коллекция Джорджа Ортиса
Бронзовое навершие кадуцея/керикиона, Греция, V в. до н.э.
Бронзовое навершие кадуцея/керикиона, Греция, V в. до н.э.

У кадуцея было много различных символических значений, связанных с образом Гермеса/Меркурия, в том числе он воспринимался как символ дипломатов. А распространение герметических культов и популярность таинственной фигуры Гермеса Трисмегиста привели к восприятию кадуцея как оккультного символа, воплощения дуализма и пути к познанию тайн.

Думаю, именно поэтому две змеи и оказались в «Конане-варваре». Ведь Тулса Дум с его рассуждениями и вечной погоней за тайным знанием напоминает оккультного философа и мага, пускай и в сильно упрощенном варианте.

Кадр из фильма «Конан-варвар» (Conan the Barbarian, 1982)
Кадр из фильма «Конан-варвар» (Conan the Barbarian, 1982)
Кадр из фильма «Конан-варвар» (Conan the Barbarian, 1982)
Кадр из фильма «Конан-варвар» (Conan the Barbarian, 1982)

Есть в «Конане-варваре» и другие узнаваемые символы. Например, пожирающий собственный хвост и свернувшийся в кольцо змей, который изображен в окружении черепов и костей. Такое изваяние красуется в храме культа, который возглавляет Тулса Дум.

Это уроборос, буквально «хвостоед» на древнегреческом (οὐροβόρος, οὐρά «хвост» + βορά «пища, еда»). Символ бесконечности, цикличности и вечности, постоянного перерождения. Популярный в алхимии, широко известный и очень распространенный, в том числе в массовой культуре.

Уроборос на миниатюре из алхимического трактата, 1478. Codex Parisinus graecus 2327, Fol. 279
Уроборос на миниатюре из алхимического трактата, 1478. Codex Parisinus graecus 2327, Fol. 279

Точно установить происхождение этого образа вряд ли возможно, поскольку в разных вариациях он встречается в самых различных культурах. Одни из самых ранних изображений, датируемые временем 1600 и 1100 годами до н. э., связаны с Древним Египтом. Возможно, от египтян уроборос и пришел в Древнюю Грецию.

Изображение уробороса в гробнице фараона Тутанхамона, XVIII династия Нового царства. Египетский музей, Каир.
Изображение уробороса в гробнице фараона Тутанхамона, XVIII династия Нового царства. Египетский музей, Каир.

Понятно, почему художники-постановщики решили использовать этот хорошо узнаваемый образ среди сакральных символов культа. Чародей Тулса Дум одержим вечным поиском знания, властью над жизнью и смертью.

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM