Как формируется наша память и какие системы головного мозга это обеспечивают?
Память – это способность сохранения информации о раздражителе, после того как его действие на организм прекратилось.
~ Советским нейрофизиологом А.Р. Лурией описаны две стадии процесса формирования памяти:
1. «Кратковременная память» (под которой понималась стадия, когда следы образовались, но еще не запомнились надолго), процесс занимает несколько минут;
2. «Долговременная память» (под которой понималась стадия, когда следы от раздражителя не только образовались, но настолько упорядочились и запомнились, что могли существовать длительное время, возможно в течение всей жизни).
В основе долговременной памяти лежит рост аксодендритического аппарата нейронов и глии (вспомогательные клетки головного мозга), образование новых синапсов.
Упражнение в значительной степени повышает число синапсов, увеличивает число пузырьков (везикул), переносящих возбуждение в нейронах, и количество тех мельчайших выростов («шипиков»), находящихся на аксонах, которые считаются основным нейрохимическим аппаратом. Все это лежит в основе образования новых нейрональных сетей, формирование новых связей между клетками головного мозга.
В головном мозге выделяют три основных системы (блока), отвечающие за формирование и хранение памяти:
1. Первый блок обеспечивает тонус коры и регуляцию общих состояний возбудимости. Состоит из верхних отделов ствола мозга, которые отвечают за регуляцию состояния сознания, внимания, цикла «сон-бодрствование» и древней лимбической коры, которая включает в себя гиппокамп, ядра зрительного бугра, мамилярных тел и миндалевидного тела. Нарушения памяти при поражении ствола чаще всего возникают из-за травм и проявляются ретроградно и антеградной амнезией. При поражении лимбической системы характерно практически полное отсутствие памяти на текущие события, хорошо сохраняются следы долговременной памяти (далекое прошлое и профессиональные знания).
2. Второй- блок приёма, переработки и хранения поступающей информации в коре теменной, височной и затылочной долей. При поражении этих зон возникает изолированное поражение зрительной или слуховой-речевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти.
3. Третий- блок формирования программ, регуляции и контроля поведения, за который отвечает кора лобных долей. При поражении лобных долей грубо нарушается процесс формирования намерения, планов и программ поведения.