Часто в повседневной жизни мы можем наблюдать, как люди обсуждают окружающих: их поведение, характер, ошибки или достижения. И лично я бы сказала, что когда дело касается оценочных суждений, то человек говорит именно о себе, а обсуждение других людей является самым настоящим зеркалом его внутреннего мира. В этой статье начну разбирать, на что можно обратить внимание в своей речи или речи других людей, чтобы узнать о говорящем больше, а также познакомиться с совершенно иным вариантом общения.
Пробуем разглядеть в оценочных суждениях потребности и ценности говорящего человека:
- "Он безответственный" — "он уделяет МЕНЬШЕ внимания деталям, в отличие от меня, а для меня это важно";
- "Он придирчивый зануда" — "он уделяет БОЛЬШЕ внимания деталям, в отличие от меня, а для меня это лишнее";
- "Он болтун" — "он говорит БОЛЬШЕ, чем мне нужно для комфортного общения, или говорит "не то, что мне хотелось бы слышать".
И шутку напоследок:
- "Он глупый" — "он не знает того, о чём я узнал буквально вчера".
Таким образом, если моя девушка хочет больше тепла, чем я ей даю, она — "эмоционально зависимая". Если же я хочу больше тепла, чем даёт мне она, то она "холодная и бесчувственная".
Маршалл Розенберг "Ненасильственное общение. Язык Жизни".
Внимательное отношение к оценкам в речи других людей — прекрасный способ приблизиться к пониманию того, что они хотят, что для них ценно или неприемлемо. То же самое касается и нас самих. Попробуйте понаблюдать за своими оценками. В этом может помочь вот такая практика:
Упражнение:
Ответьте, какое поведение вы назвали бы "хорошим" (первое, что пришло в голову). А теперь попробуйте перевести его на язык своих потребностей или ценностей. Чем мне ценно такое поведение?
Например: "хорошее поведение — когда здороваются. Или поведение культурного человека". Чем мне ценно, когда люди ведут себя культурно и здороваются? — Так я ощущаю доброжелательность и больше чувствую себя в безопасности. Культурный человек у меня не вызывает тревогу, его поведение понятно и часто предсказуемо.
Интересно, что другой человек может назвать то же поведение в негативном ключе, например, что это проявление педантизма. Переводим на язык ценностей (пример): "мне сложно общаться с человеком, который много внимания уделяет формальным правилам поведения. И вообще я хотел бы узнать его поближе, а эти правила только смущают меня".
Замечаете, что наш культурный персонаж может стать кем угодно в призме восприятия других людей (даже недостаточно культурным, ведь это тоже оценка)? И часто бывает так, что, много слышав о ком-то, а затем наконец с ним лично познакомившись, мы можем вообще не узнать в нём того самого "человека из слухов". Он просто человек, который ведёт себя определённым образом. Из этого получается, что:
О самом человеке от других мы можем узнать только факты: например, купил машину, устроился на работу/уволился, переехал, развёлся и т.д. Всё остальное — отношение говорящего к этим фактам.
"Представляешь, развёлся! Эх мужчины нынче ненадёжные пошли!"
А если увидеть в этом следующее: "Я не верю, что сегодня можно построить крепкие и доверительные отношения с противоположным полом, а для меня это очень важно. Я переживаю, что не найду такого партнёра".
Как вам такой взгляд?
Но! Тут мы с вами снова фантазируем, ведь причина может быть какой угодно. Допустим, эта женщина недавно тоже развелась и у неё нет сейчас потребности в новом браке, но зато есть обида на бывшего мужа и т.д. Но любая эмоциональная окраска говорит о потребностях или ценностях говорящего. Это правило работает всегда.
Что думаете об этом?
А в следующей статье я порассуждаю о том, как осуждение других людей способствует росту насилия, даже если происходит из благих намерений.
Спасибо за внимание к себе и другим!