Найти тему
Славянский стан

Белгородский бунт. Как в XVII веке крестьяне белгородчины подняли бунт

стрелецкий бунт как прообраз белгородского
стрелецкий бунт как прообраз белгородского

Осенью 1682 года ночную тишину в деревне Новая слободка в Белгородском воеводстве взорвал колокольный набат. К церкви стали сбегаться люди, оказалось, что пришел пристав со своими людьми арестовать Трофима Чепурного, обвинявшегося в организации гражданского неповиновения крестьян. Так вспыхнул далекий отголосок московского стрелецкого бунта.

А восстали селяне от того, что их приписали к белгородскому епископу Мисаилу.

Были они служилыми людьми, а стали монастырскими крестьянами. Правда следует сказать, что не всегда они были военными. Изначально относились они к дворцовым крестьянам, то есть были в собственности государя. Однако, ввиду того, что необходимо было заселять новые земли, отошедшие к России после очередной Русско-Польской войны, царских аграриев переписали в рейтаров и солдат и сделали их «служилыми людьми по прибору», т.е. не по факту рождения (служилые люди по отечеству) и по приказу государя.

В последующем, когда опасность иноземного вторжения отошла от Белгородской земли, этих бывших крестьян, переписали в пользу недавно созданной Белгородской епархии. Недовольные своей новой участью люди написали в Москву челобитную с просьбой вернуть все как было. И по неясным причинам, только часть из них вновь перевели в разряд служилых людей. Таким образом, получилось так, что часть крестьян оказались монастырскими крестьянами, а часть вольными людьми на службе государя.

А тут как раз из Москвы вернулись двое односельчан Федор Озеров и Назар Сьедин, которые и поведали односельчанам о том, что в столице стрельцы учинили бунт, после чего бояре пошли навстречу народу. Тут-то крестьяне и призадумались.

В общем, на сходе было решено, не признавать себя Мисаиловыми людьми, и отправить челобитчиков в Москву с тем, чтобы государю донести какая несправедливость против его служилых людей деется на Белгородской земле(селяне предполагали, что епископ лично приписал их себе, таким образом подставляя государя).

Священнослужитель прознал, о том, что крестьяне собираются отправлять посланцев в Москву, попросил воеводу отправить людей и арестовать смутьянов. А когда пристав с коллегами прибыли в деревню и прозвучал тот самый тревожный набат.

Собравшийся народ не дал в обиду своих соседей, государева человека и его подчиненных жестоко избили и связали. С чего и начался непосредственно бунт.

Когда в Белгороде узнали о том, что два села взбунтовались, отправили туда команду из нескольких ротмистров и 50 человек стрельцов. Однако и белгородцы не лыком были шиты. Карательный отряд встретили 20 мужиков вооруженных как ружьями, так и косами да рогатинами. И тем и другим селяне пользоваться умели отлично, не зря уже в третьем поколении несли службу. В завязавшемся бою, стрельцы вместе со своими ротмистрами вынуждены были отойти, сумев схватить лишь трех мужиков да четырех женщин, которые вообще никакого участия в восстании не принимали.

Еще после ночного инцидента, повстанцы, скинувшись по рублю, отправили в Москву челобитчика, велев ему скакать денно и нощно, дабы люди воеводы не успели его перехватить. А после отбитой атаки карателей, не дожидаясь возвращения стрельцов с подмогой, мужики подались в лес.

По мнению крестьян, епископ и воевода сговорились и творят от имени царя неправду в отношении них о чем и говорили в своем послании. А после московских событий чаяли надежду, что и их дело разрешится положительным для них образом.

Однако из столицы пришел обескураживающий ответ. Несмотря на то, что гонец от крестьян успех прискакать в столицу, все же московские чиновники получили и от воеводы доклад об обстановке на белгородчине. От имени царей Петра и Ивана предписывалось двух бунтовщиков с которых началось восстание повесить, остальных виновных жестко сечь плетьми. И разумеется, подтверждался их статус как монастырских крестьян.

Селяне не верили своим ушам, они до конца надеялись, что царь станет на их сторону, ведь за ними была правда, а тут такое. После разбирательств к ответственности привлекли несколько десятков крестьян, а двоих из них Трофим Чепурной и Федор Озеров были повешены за Северским Донцом. Так закончился бунт белгородских крестьян.

А также подписывайтесь на наш канал, в том числе и Телеграм ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому! Уважаемые подписчики, если есть желание поддержать канал то вы можете сделать это на бусти.