Найти в Дзене

Эпоха Романтизма.

Эпоха Романтизма.

Профессор Толкиен говорил: «во всех моих работах я всегда на стороне деревьев и против их врагов». В этом – глубокая истина: без деревьев мы бы не жили на земле; именно деревья создают тот самый воздух, которым мы дышим.

Смена времен года – вообще, великое зрелище. И крайне поучительное.

Наблюдая за тем, как день перетекает в ночь, а ночь в день, как лето становится осенью, а зима – весной, человек начинает понимать: все непостоянно; всё уходит – и всё приходит опять.

Как однажды сказал Франц Кафка: «придет время, и ты потеряешь все, что любишь, но в конце концов твоя любовь вернется к тебе в новой форме».

А что такое – любовь? Любовь – это состояние, даруемое нам природой, когда в нас вдруг открывается способность видеть божественную и бесконечную сущность в привычном.

Любовь – это когда мы видим, как всё есть на самом деле.

Именно любовь является причиной продолжения жизни человека на земле.

И был в мире период, когда любовь была возведена в главный философский принцип эпохи. Эпоха Романтизма.

Романтизм. Красивое слово. Однако, если поспрашивать людей – что это такое? Общий ответ будет простым – ой, романтика, ну всякие там шашни, и все такое. Нет, не тут-то было.

-2

Открываем толковый словарь Ожегова. «Романтика – это возвышенное мироощущение, противостоящее серым будням, прагматической материальности».

Романтизм как основное мироощущение появился в Европе в конце 18-го века и правил бал до середины 19-го. Романтики восхваляли ценность отдельной личности, в противовес стандартизации. Они ставили во главу угла эмоции, идеализировали природу, воспевали тягу к свободе и великое рыцарское прошлое; при этом не доверяли наукам и сытой успокоенной буржуазности, а индустриализацию считали вообще от дьявола. «Темные сатанинские мельницы» – так описывал научно-технический прогресс романтик и визионер Уильям Блейк.

Понятно, что далеко не все жили по этим принципам; большая часть населения о них и знать не знала; но они соответствовали настроению в мире и таким образом определяли бытие. Как писал Шелли: «Поэты – неписаные законодатели мира».

-3

Однако давайте для памяти восстановим общий ход смены настроений в европейской цивилизации.

После крушения Римской империи в 5-м веке настало Раннее Средневековье, или «Темные Времена»; они так назывались, потому что всё рухнуло в дикость; единственными очагами культуры были монастыри, а там – понятно – был свой суровый взгляд на жизнь; в общем, стало темно.

Потом в 14-м веке, когда кончилась Византия и культура хлынула в Европу, уже немного призабывшую – что это такое, люди вспомнили высоту античной культуры и простой гуманизм; и тут началось Возрождение, Ренессанс.

После него естественным образом в 17-18 веках началась эпоха Просвещения. Время расцвета наук, время, когда разум стал считаться главным человеческим достоянием, и с его помощью люди хотели избавиться от примитивных догм и предрассудков; путем философского и научного прогресса привести человечество к совершенству. Самые продвинутые мыслители эпохи провозглашали: все люди равны; жить должно по принципам равенства и братства; всё, что делается людьми, должно быть посвящено развитию знаний, а не каким-нибудь там чувствам.

Когда же все, естественно, этого разума объелись, появился Романтизм, который поднимал на щит индивидуальную свободу и полет чувств. Романтизм в живописи – это Тёрнер, Айвазовский, Гойя, Делакруа; в поэзии – Уильям Блейк, Виктор Гюго, Гейне и Гёте, Шелли, Лорд Байрон, Жерар де Нерваль, Шиллер, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. В музыке – Бетховен, Вагнер, Чайковский, Шуберт, Шуман, Шопен.

-4

Целый водоворот прекрасных имен, заставивших человечество чувствовать жизнь по-другому.

Одним из величайших романтиков в истории поэзии был Джон Китс.

Китс (вместе с Шелли и Лордом Байроном) жил в начале 19-го века и в 25 лет умер от туберкулёза. На его могильном камне на кладбище Cemitero Acattolico на Via Caio Cestio в Риме (где, кстати, похоронен и Шелли) сказано: «Здесь лежит тот, чье имя было написано на воде».

Жил он на земле трагически недолго, но он успел понаписать таких стихов, что сегодня считается великим. Именно его перу принадлежит баллада «Прекрасная и Беспощадная Дама», которую Грейвс считал классическим посвящением Белой Богине.

Так вот – именно Джон Китс произнес фразу, стоящую всего богословия на свете: «Истина – это красота».

А мы-то с вами знаем – красота в душе того, кто смотрит. Единственная истина находится внутри нас, и она неописуема словами (или, как сказано в Писании: царство Божие внутри вас есть).

Всем давно известно, что, когда Адама и Еву изгоняли из рая за яблоко познания Добра и Зла, на самом деле никто никого не изгонял. Они надкусили яблоко и вдруг стали знать – что хорошо, а что плохо: другими словами, концепция Добра и Зла (видимо, заключенная во фрукте) так закрыла им глаза, что они перестали замечать Эдем вокруг себя. Вместо мира они стали видеть его описание.

А концепция добра и зла имеет интересную особенность – она полностью зависит от того, кто ее трактует. Обычно определения Добра и Зла дает людям тот, кто имеет власть, и тогда управлять народом становится легко, потому что все знают – что есть добро, а что – зло, а любители спорить куда-то вдруг поголовно исчезают.

Но в мире не так все просто. Вот волк ест зайца: с точки зрения зайца, это зло, с точки зрения волка – это добро; с точки зрения природы в целом, волк ест только слабых и больных зайцев, поэтому называется «санитаром леса», таким образом улучшая экологию.

Древние китайцы придумали понятие Дао – естественного Пути, которым всё идет в бытии. И путь этот словами не описуем.

Основатель даосизма, великий старец Лао Цзы говорил: «Кто знает – не говорит, кто говорит – не знает. Дао, которое можно выразить словами, не есть постоянное Дао».

И только самая мощная сила природы (которую мы иногда называем любовью) дает нам иногда провидеть бесконечный свет и красоту этого дара – дао, который мы называем жизнью.

Кстати, об истине.

-5

Расскажу вам притчу про наказание.

Один монах пришел к старцу и сказал: такой-то брат меня обидел, и я прошу благословения на то, чтобы с ним разобраться. На что старец воскликнул: «вот как хорошо! Теперь будем молиться так: слава Тебе, конечно, Господи, но мы больше в Тебе необходимости не имеем, потому все вопросы воздаяния берем в свои руки».

Монах, естественно, все понял.

Рассказывать-то эту притчу я рассказывал, да вот только мне ни разу в голову не приходило применить ее к себе. И когда кто-нибудь несправедливо (по моему мнению) со мной поступал, я лез в бутылку и как мог разбирался; наломал довольно много дров. И вдруг мне приходит в голову – «Господи, да что же это я. Зачем эти мучения и разборки, не позор ли это? Если кто-то несправедлив, то как-то мне верится, что это даром не пройдет: только вот самому вряд ли стоит этим заниматься».

При этом я совсем не призываю ко всепрощению. Если кто-то что-то сделал, чего делать не следовало бы, нельзя, чтобы они ушли безнаказанно. Но в какой-то момент ты увидишь, что брать наказание в свои руки совсем не обязательно; и когда ты это увидишь, ты уже будешь не ты, а совсем новый человек.

Вот такая мудрость старцев.

Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов:

https://yoomoney.ru/to/4100118560835057