"Тело на китовом усе, а вокруг комод", - высмеивали придворную моду острословы. "Ну как есть, бабы на комодах", накручивая ус удивлялись приезжие в столицу из глубинок.
У моей бабушки Вали была совершенно очаровательная кукла на чайник – «Красная шапочка» с фарфоровой головкой и кокетливым алым чепчиком, белыми кружевами на рукавчиках, жилеточке с тесёмками и, конечно же, широкой клетчатой юбкой и, кажется, даже подъюбником с кружавчиками и фартучком. В общем, я всегда, когда бывала у бабушки, а она была мне двоюродной бабушкой, так что я не гостила у нее прям подолгу, я всегда мечтала добраться до этой куклы и поиграть с ней. Но было строго-настрого сказано, «Красную шапочку» можно брать только в присутствии бабушки и играть очень аккуратно и чистыми руками.
Если вы видели подобные куклы, то понимаете, что такое «баба на чайник». И вот когда я любуюсь нарядами XVIII столетия с их широкими каркасными юбками, просто не могу отделаться от этой ассоциации – точь-в-точь баба на чайнике, только на комоде.
Их так и называли – «дама на комоде», в Российской империи вообще к модным веяниям относились с некоторой долей иронии.
Мода на панье появилась в Испании в XVII столетии. Испанские гранды заковывали своих женщин в до того плотный доспех из одежды, очертания соблазнительной фигуры вообще не должны были угадываться, и дело доходило до абсурда.
И, казалось бы, такая неудобная мода не должна распространиться, но дамы Франции решили, что широкий каркас идеально подходит для демонстрации богатой отделки и красивой ткани их платья. И к середине восемнадцатого века панье уже было неотъемлемой частью придворного наряда.
Да, панье не носили каждый день, но для приемов, торжественных мероприятий и важных визитов такая форма стала практически обязательной. «Гранд панье» называли самые широкие каркасы, и его надевали для мероприятий при королевском дворе, на свадьбу или коронацию.
И, конечно же, мода требовала определенной обстановки. В таких широких юбках трудно было пройти сквозь двери, и во дворцах расширяли проходы. А как в такой юбке сидеть, вот в чем вопрос.
И для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте заглянем во дворец графа Шереметева в Кусково.
В одной из комнат друг напротив друга стоят два вот таких широких, обитых шелком дивана. «Диванища», сказала бы я. Конструкция дивана предусматривает специальное углубление, а сам диван выполнен в форме полуовала.
И сидеть на таком диване может только одна дама. Потому что это специальная мебель для «бабу на комоде».
В Российской империи мода на «даму на комоде» пришлась на правление императрицы Елизаветы Петровны, а она, как известно, обожала всяческие излишества. Свадебное платье будущей Екатерины II и ее коронационный наряд – прекрасные примеры «дамы на комоде», но как же оно великолепно! Для менее торжественных выходов императрица Екатерина II выбирала "самые маленький фижмы" и считала любовь Елизаветы Петровны к каркасам панье безвкусицей.
Но со временем мода все же уходит от массивных и сковывающих движение конструкций, на смену «дамам на комоде» пришли платья на булочках и компактные фижмы, а потом женщины и вовсе отказались от них, даже почти отказались от корсетов. В XIX веке в моду войдут кринолины, тоже мало удобного, но все же уже не напоминало комод.
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки! Без вас невозможно развитие канала, а сейчас мне так нужна поддержка!