Найти в Дзене

28 психологических законов и эффектов, которые могут помочь увеличить твой доход

В этой статья я собрал описание 28 психологических законов и эффектов, которые могут помочь увеличить доход и качество жизни.

Также, я сопроводил эту подборку своими комментариями, в которых я поделился рекомендациями из своего опыта в маркетинге и обучении - вы найдете их под символом 🎓

Приятного и, главное, полезного чтения!

28 психологических законов и эффектов:

1. Закон Парето (80/20)

- Автор: Вильфредо Парето

- Год: 1896

- Применение: Определите ключевые 20% клиентов или продуктов, которые приносят 80% дохода. Cосредоточьтесь на развитии отношений именно с этими клиентами, чтобы увеличить прибыль.

🎓 Этот закон касается и ваших трудозатрат - 20% действий могут давать 80% результата. И если вы в аврале, то определив эти 20% и поставив их в приоритет, вы можете спокойно оптимизировать оставшиеся 80% - без сильного влияния на ваши результаты.

2. Эффект Дуннинга-Крюгера

- Авторы: Дэвид Дуннинг и Джастин Крюгер

- Год: 1999

- Применение: Осознайте свои ограничения и недостаток знаний в определенных областях. Это позволит вам искать помощь и обучение, что приведет к более обоснованным решениям и улучшению бизнес-процессов.

🎓 Определите точку Б. Выпишите, какие знания и ресурсы вам нужны, чтобы до точки Б дойти. Отметьте, чем вы из знаний и ресурсов уже обладаете, а чего у вас нет. Постройте пошаговый план, где вы возьмете недостающее - так процесс пойдет быстрее. Если не знаете, где и что взять - обратитесь к тому, кто знает.

3. Закон самосбывающегося пророчества

- Автор: Роберт Мертон

- Год: 1948

- Применение: Ваши ожидания о будущем могут влиять на ваши действия и результаты. Убедитесь, что ваши убеждения позитивны и конструктивны, чтобы создать успешные результаты.

🎓 Из практики скажу, что речь не просто про наличие позитивных мыслей, а про важность преобладающего ментального настроя в течение всего дня/недели и о сильном влиянии этого на результаты.

4. Закон обратной связи

- Автор: Бенжамин Блум

- Год: 1956 (модель обучения)

- Применение: Регулярно собирайте обратную связь от клиентов и сотрудников для улучшения продуктов и услуг. Это поможет вам своевременно адаптироваться к изменениям на рынке и повысить доход.

🎓Адаптируем на актуальный язык. Кастдевы, опросы, анкетирования, формы обратной связи, отзывы - должны стать вашими лучшими друзьями и основой для развития ваших продуктов и услуг.

5. Парадокс выбора

- Автор: Барри Шварц

- Год: 2004 (книга "Парадокс выбора")

- Применение: Слишком много вариантов может привести к параличу выбора. Ограничьте количество предлагаемых продуктов/услуг и опций к ним, чтобы облегчить процесс принятия решений для клиентов.

🎓Дополню. В Маке много вариантов, но есть и обеды. Есть ли аналог обедов в вашей линейке продуктов и услуг? Вспомним и про различные онлайн сервисы, у которых обычно не более 3-4 тарифов на выбор.

6. Закон вовлеченности

- Автор: Дэниел Х. Пинк

- Год: 2009 (книга "Драйв")

- Применение: Вовлекайте сотрудников/команду в процесс принятия решений и ставьте перед ними значимые цели. Это повысит их мотивацию и производительность, что в свою очередь отразится на доходах компании.

🎓Мне импонирует коучинговый стиль управления. Не просто директивная постановка задачи, а сперва вопрос команде/сотруднику - как бы они решили ту или иную задачу или вопрос. После получения ответа - принятие их варианта или его совместная доработка, если это необходимо.

7. Эффект якоря

- Автор: Даниэль Канеман и Амос Тверски

- Год: 1974

- Применение: Первоначальная информация (или "якорь") влияет на последующие решения. Используйте это в ценообразовании, предлагая более дорогие варианты рядом с основным продуктом, чтобы сделать его более привлекательным.

🎓Именно поэтому, в продуктовых линейках всегда должен быть свой БигМак, или Майбах.

8. Эффект фрейминга (рамки)

- Автор: Даниэль Канеман и Амос Тверски

- Год: 1981

- Применение: То, как вы представляете информацию, влияет на восприятие. Презентуйте свои предложения в положительном свете, акцентируя внимание на выгодах, а не на недостатках.

🎓 Недостатки люди и сами найдут, плюсуя их к своим сомнениям. Если вы сами сомневаетесь в себе и своем продукте, то не ждите больших продаж. Продажи опираются на уверенности в качественном продукте (когда вы бы сами его купили) и на уверенности в себе, как в эксперте (для сферы услуг, в том числе, в сфере онлайн-обучения). Опять же, если в ваших продуктах, услугах чего то нет, что спрашивает потенциальный клиент, то важно честно это признавать, чтобы не формировать несбыточные ожидания.

9. Закон социального доказательства

- Автор: Роберт Чалдини

- Год: 1984 (книга "Психология влияния")

- Применение: Люди склонны доверять мнениям других. Используйте отзывы клиентов и кейсы для повышения доверия к вашему продукту или услуге.

🎓 Никогда не забывайте и не стесняйтесь просить отзывы у своих клиентов. А лучше, систематизируйте это - заранее создав формы обратной связи и правила их отправки, обработки, публикации. Так, например, я прошу гостей своего подкаста записать кружок в ТГ сразу после выхода со студии, пока они помнят, как всё проходило и есть эмоции.

10. Эффект "группового мышления"

- Автор: Ирвинг Джанис

- Год: 1972

- Применение: В группах может возникать давление к согласию, что приводит к плохим решениям. Создавайте культуру, где приветствуются разные мнения и критика для улучшения процессов.

🎓 Мало создать чат с клиентами, учениками или клуб предпринимателей. Нужно принять ответственность за создание атмосферы, рамок и всем понятных правил коммуникации.

11. Закон инерции

- Автор: Исаак Ньютон (в физике, но применим в психологии)

- Год: 1687 (закон движения)

- Применение: Люди склонны сохранять статус-кво. Убедите клиентов и сотрудников в необходимости изменений, предлагая им простые шаги для перехода к новому.

🎓 Поймите, людям реально сложно стать первым блоггером среди своего окружения или начать проявляться, как эксперт в новой нише, о которой никто из друзей не знал - необходимы не только инструменты и гайды, но и работа с мышлением, внутренней опорой.

12. Эффект близости

- Автор: Георгий Зиммель и другие

- Год: 1950-е

- Применение: Люди склонны предпочитать те объекты или людей, которые находятся ближе к ним. Используйте геолокацию и локальные маркетинговые стратегии, чтобы привлекать клиентов в своем регионе.

🎓 Включайте периодически в контент информацию о вашем городе, регионе, стране или ваших международных возможностях. Сюда же - ваши хобби, интересы, ценности.

13. Эффект ностальгии

- Автор: Стивен Р. Каспер и другие

- Год: 1980-е

- Применение: Ностальгия может вызывать положительные эмоции и привязанность. Используйте элементы ностальгии в своем маркетинге, чтобы создать эмоциональную связь с клиентами.

🎓 Тут примеры - это олимпийки из 90-х на гостях концерта Макса Коржа и на нём самом и сериал «Слово пацана» - отсылки к прошлому. Но самое интересное для меня - это когда мне или кому то другому, удается создавать ностальгию, когда мероприятия, встречи и даже обучающие продукты обладают такой ценностью, что о них приятно вспомнить и хочется повторить.

14. Закон фокуса

- Автор: Тони Роббинс

- Год: Неопределённый (применяется в его работах с 80-х годов)

- Применение: То, на чем мы сосредотачиваем внимание, растет. Определите свои приоритеты и цели. Регулярно пересматривайте их и избегайте отвлекающих факторов.

🎓 Думаете о том, что кто-то к вам не так отнесся - это растет. Сожалеете, что в детстве учились не в самой престижной школе или родители вам что-то недодали - и это тоже растет. И наоборот - уверены, что все пережитое ранее и переживаемое сейчас - это всё вам в рост, во благо, в лучшую калибровку вашего внутреннего компаса и действуете исходя из этого - жизнь улучшается.

15. Закон прощения

- Автор: Джек Кэнфилд

- Год: Неопределённый (основные идеи в его работах с 90-х годов)

- Применение: Практикуйте прощение как себя, так и других. Это может быть сделано через медитацию или написание писем, которые вы не отправляете.

🎓Иногда, после просмотра некоторых фильмов или послушав некоторых лидеров мнений, мы можем подумать, что сильный - это тот, кто может всех наказать и всем доказать «как нужно». Но самый сильный это тот, кто умеет прощать и двигается дальше, не застревая в обидах и злости. О прощении себя коротко не описать, это большая тема, но это тоже важная часть роста.

16. Закон минимального усилия

- Автор: Б. Ф. Скиннер (в контексте поведения)

- Год: 1950-е

- Применение: Люди предпочитают выбирать наименее трудные пути. Упростите процессы для клиентов и сотрудников, чтобы повысить их удовлетворенность и продуктивность.

🎓 Тут я скажу о системности. Если ваш бизнес или ваш образовательный продукт систематизированы, то и вам проще и клиентам. Когда сложно - это как раз маркер отсутствия системы.

17. Эффект "недоступности"

- Автор: Социальные психологи

- Год: 1970-е

- Применение: Ограниченная доступность товаров или услуг может повысить их привлекательность. Используйте стратегии ограниченного предложения, чтобы создать дефицит и увеличить спрос.

🎓 Если вы, например, начинающий коуч или дизайнер интерьеров, то лучше не писать пост о том, что у вас "вся неделя свободная и вы приглашаете на консультацию в любое время", можно сделать пост и обозначить, что у вас остались 2 места и пригласить их занять (не уточняя, что они остались, потому что никого нет). Тут важно соблюдать грань между экологичностью и созданием явно выдуманных фактов в коммуникации. Я за экологичность и честность - работу вдолгую.

18. Эффект "потери"

- Автор: Даниэль Канеман и Амос Тверски

- Год: 1979

- Применение: Люди чувствуют потери сильнее, чем выигрыши. Раскрывайте, что клиенты могут потерять, если не воспользуются вашим предложением.

🎓 Можно сказать - «давай выстроим тебе онлайн курс вокруг твоей экспертности и ты обретешь мобильность и свободу», а можно «ты можешь не делать курс и потерять еще несколько лет на попытки что то сделать без помощи, при этом, твои сегодняшние навыки за это время потеряют актуальность».

19. Закон ответственности

- Автор: Далай-лама

- Год: Не известен

- Применение:

- Признавайте свою роль в происходящем, анализируйте свои действия и их влияние на ситуацию.

- Вместо того чтобы обвинять других, задавайте себе вопросы о том, что вы можете изменить в своих мыслях и поведении.

- Практикуйте саморефлексию и осознанность, чтобы лучше понимать свои чувства и реакции.

- Стремитесь к конструктивному решению проблем, принимая ответственность за свои выборы и действия.

🎓 Тут самое важное для меня - признание своей ответственности и саморефлексия. Например, если мало денег - это не мир такой или клиенты привередливые и жадные, это именно я мало сделал, чтобы зарабатывать достаточно. И обратный эффект этого - если я признаю, что только я влияю на свой результат, то я его могу сделать и выдающимся, достичь самые амбициозные цели и нет рамок моего развития и роста, кроме меня самого.

20. Закон симпатии (эффект симпатии)

- Автор: Роберт Чалдини

- Год: 1984

- Применение: Люди склонны доверять и следовать тем, кто им нравится. Стройте хорошие отношения с клиентами и сотрудниками, чтобы повысить уровень доверия.

🎓Здесь прослеживается важная роль и личного контента, а не только экспертного. Раскрывайте себя и свою личность, а не только свои регалии, достижения, успехи и новые продукты и услуги.

21. Эффект "заблуждения о понимании" (illusion of understanding)

- Автор: Социальные психологи

- Год: 1990-е

- Применение: Люди могут переоценивать свое понимание сложных концепций. Упрощайте информацию для клиентов, чтобы они могли легко воспринимать ваш продукт или услугу.

🎓 Например, в обучении мало давать даже структурированную информацию, нужно вводить промежуточные тесты, пробовать с клиентами «руками» сделать то, что вы проходили на уроке. Нужно убедиться, что человек не просто усвоил информацию, а приобрел навык.

22. Эффект "первого впечатления"

- Автор: Социальные психологи

- Год: 1940-е

- Применение: Первые впечатления формируются быстро и могут влиять на дальнейшие отношения. Убедитесь, что ваш бизнес производит положительное первое впечатление через профессиональный внешний вид и высокое качество обслуживания.

🎓Выпишите все точки контакта с аудиторией - от шапки профиля до тональности ваших постов в блоге и проверьте, какие не только экспертные, но и эмоциональные смыслы они транслируют. Найдите пути получать объективную обратную связь по всем вашим точкам контакта и улучшайте их.

23. Закон Бритвы Оккама

- Автор: Уильям Оккам

- Год: 14 век

- Применение: В бизнесе это означает, что при разработке стратегии или решения проблемы лучше выбирать простые и понятные подходы, избегая излишней сложности.

🎓 Без надобности - не усложняйте. Это поможет в экономии сил, ресурсов и времени.

24. Закон бритвы Хэнлона

  • Автор: Роберт Хэнлон
  • Год: 1980-е (закон стал известен в конце 20 века)
  • Применение: Это следствие «Бритвы Оккама». Закон бритвы Хэнлона гласит: "Не приписывайте злой умысел тому, что можно объяснить некомпетентностью или глупостью." Он используется для анализа человеческого поведения и принятия решений, подчеркивая важность избегания излишней интерпретации намерений людей. Закон помогает в ситуациях, когда поведение других может быть неправильно истолковано как злонамеренное, вместо того чтобы рассматривать возможность ошибок или недоразумений.

🎓 Наши страхи могут заставлять нас видеть в мухах слонов и додумывать плохое. Это точно мешает движению вперед, создает риски возникновения более частых коммуникаций с негативным окрасом и даже токсичных с разными людьми.

25. Закон Паркинсона

- Автор: Сирил Норткот Паркинсон

- Год: 1955

- Применение: Работа расширяется до времени, отведенного на ее выполнение. То есть, если вы выделяете много времени на задачу, она займет его полностью. Устанавливайте жесткие сроки для выполнения задач, чтобы повысить продуктивность и избежать прокрастинации.

🎓 Устанавливайте сроки, но учитесь не проваливаться по энергии и не фонить в контенте «нуждой в деньгах или клиентах», когда не получается успеть в срок. Чем большее давление на вас оказывает дедлайн, тем больше вероятность, что вы его не выполните. Ищите золотую середину между жесткостью и сохранением энергетики в контенте и коммуникациях с клиентами.

26. Закон Медичи

- Автор: Эдвард Медичи

- Год: 15 век

- Применение: Инновации возникают на стыке различных дисциплин. Чем больше различных областей знаний объединяются, тем выше вероятность появления новых идей. Поощряйте междисциплинарное сотрудничество в вашей команде, чтобы стимулировать креативность и инновации.

🎓Тут 100% так. Я, к примеру, в своих продуктах миксую коучинговые подходы с инструментами маркетинга, продюсированием.

27. Закон Галла (или "Закон Галла о сложности")

- Автор: Дуглас Галл

- Год: 1975

- Применение: Сложность системы растет в геометрической прогрессии с увеличением числа участников. То есть, чем больше людей вовлечено в проект, тем сложнее управлять им. При управлении проектами старайтесь минимизировать количество участников или четко распределять роли и обязанности, чтобы избежать путаницы и снизить сложность.

🎓 Это не так страшно, как кажется. Масштабируйте бизнес, развивайтесь, увеличивайте команду. Да, сложность будет расти. Но просто помните про существование HR-экспертов, про необходимость не просто найма людей под те или иные задачи, а про создание структуры. Основатель крупной компании не управляет всеми 10 000 сотрудниками, он управляет одним генеральным или исполнительным директором, который управляет 5-7 директорами отделов, каждый из которых управляет ещё несколькими заместителями и так далее до старших менеджеров в отделах и самих сотрудников.

28. Закон роста

  • Автор: Карл Роджерс
  • Год: Неопределённый (активная деятельность в середине 20 века)
  • Применение: Личностный рост происходит через новые вызовы и выход из зоны комфорта. Ставьте перед собой амбициозные цели и ищите возможности для обучения и развития. Не бойтесь пробовать новое.

🎓Мы растем, когда движемся и познаем новое. Но важно и иметь моменты остановки (практики медитаций или/и ведение дневника с саморефлексией) для сверки правильности направления.

Было полезно? Подпишись на мой Телеграм канал, чтобы узнавать о новых ценных материалах среди первых и применять их!

Чтобы увеличить пользу от прочитанного и лучше запомнить пришедшие инсайты, поделись ими в комментариях на канале под постом с этой статьей!

_______________________________

Материал подготовил:
Олег Семенов - эксперт по актуальным маркетинговым инструментам, коуч по мышлению и раскрытию потенциала, ведущий бизнес-подкаста на YouTube.