Найти тему

Как платить за услуги ЖКХ по счетчикам и без

Оглавление

В этой статье мы собрали для вас информацию о счётчиках и оплате коммунальных услуг. Вы найдёте здесь ответы на свои вопросы и полезные советы. Мы не будем подробно описывать теорию, но предоставим ссылки на нормативные документы и расскажем реальные истории наших читателей.

Горячая вода недостаточно горячая

**Какая должна быть температура горячей воды?**

Температура горячей воды в месте водоразбора (кране на кухне или в ванной) должна быть в пределах от 60 до 75 °C.

В правилах предоставления коммунальных услуг указаны допустимые отклонения от этих значений:

* ночью (с 0:00 до 5:00) — не более чем на 5 °C;
* днём (с 5:00 до 0:00) — не более чем на 3 °C.

Если температура горячей воды в вашем доме ниже этих значений, вы можете обратиться за перерасчётом платы за коммунальные услуги. За каждые 3 °C снижения температуры плата снижается на 0,1% за каждый час. Если температура воды ниже 40 °C, то плата за неё начисляется как за холодную воду.

Кроме того, есть требования к давлению и бесперебойной подаче горячей воды. Если поставщик коммунальных услуг нарушает эти требования, вы можете потребовать перерасчёт платы или даже отменить оплату за период, когда вода не соответствовала нормативам.

**История с допустимыми отклонениями**

В 2013 году Верховный суд признал недопустимыми отклонения по температуре горячей воды. При температуре 60 °C опасные бактерии погибают, поэтому вода не должна быть холоднее. Это считается предоставлением услуги ненадлежащего качества, и в таких случаях плата за воду не должна взиматься. Однако это решение не влияет на перерасчёт платы за горячую воду — оно используется в других ситуациях.

**Как зафиксировать нарушения?**

Фиксировать температуру воды может общедомовой прибор учёта. Есть устройства, которые сохраняют данные о температуре за каждый час. Их можно использовать для фиксации нарушений. Если такого прибора нет, придётся вызвать экспертов, чтобы измерить температуру и составить акт.

С данными прибора или актом о нарушениях нужно обратиться в управляющую компанию или к поставщику воды. Если перерасчёт не будет произведён добровольно, можно обратиться в суд.
Расходы на экспертизу также будут компенсированы.

**О повышении температуры горячей воды**

Если температура горячей воды будет повышена до нормативного значения, то ни о каком повышении тарифов речи быть не может — это незаконно. Если же из крана польётся кипяток, это нарушение и повод для перерасчёта.

Если в вашем доме есть проблемы с горячей водой, рекомендуется установить общедомовой счётчик, который будет фиксировать данные о температуре. Не забудьте поверить его и зарегистрировать в водоканале. Иначе показания могут не принять даже в суде.

Оплата воды по двум адресам

Я живу в одном доме, но прописан в другом. В наших домах нет счётчиков на воду, поэтому все платят по нормативам. Из-за этого мне приходится платить за воду дважды: там, где я фактически живу и пользуюсь водой, и там, где я прописан у родителей.

Как мне отказаться от оплаты по одному из адресов? Самый простой способ — установить счётчики на воду. Но если в наших домах ни у кого нет счётчиков, то, скорее всего, их технически невозможно установить. В таком случае вы имеете право не платить за воду там, где фактически не живёте. Но это нужно доказать.

Какие документы подойдут как доказательство в моём случае, расскажут в местном водоканале. Если вы не сможете договориться мирно, то можете обратиться в суд. Там оценят обстоятельства дела и заставят водоканал пересчитать плату и не начислять её в будущем.

Даже если у вас нет официальных документов, которые подтвердят, что вы фактически живёте в другом месте, пригодятся другие доказательства. Например, история болезни вашего ребёнка из поликлиники, квитанции об оплате воды по фактическому адресу или даже заявление с подписями соседей.

Нормативы выгоднее счетчиков

Я живу в большом коттедже и оплачиваю холодную воду по счётчику. Раньше я платил две тысячи рублей в месяц, но недавно у счётчика истёк срок поверки, и мне начали начислять плату по нормативу.

Оказалось, что в норматив не входит расход воды на полив газона, мытьё машины и фасада, наполнение бассейна и фонтана. Теперь я плачу только двести рублей в месяц.

Вопрос: законно ли так продолжать?

Ответ: иногда ресурсы по нормативу обходятся дешевле. Это возможно, если в доме проживает больше людей, чем зарегистрировано, или если тратится больше воды, чем прописано в нормах.

На самом деле, в законе есть норматив и для полива газона, и для бассейна, и даже для кормления животных. Инспекторы из водоканала ходят по домам и фиксируют, кто тратит воду помимо бытовых нужд. Обычно они спрашивают о площади полива или осматривают участок. Но могут попросить документы. Видимо, к вам они ещё не приходили.

Штрафов за отсутствие счётчика пока нет. Но есть повышающие коэффициенты. Если к вам придут с проверкой и увидят перерасход, то могут доначислить плату за прошлые месяцы. Но могут и не прийти.

Вы имеете право платить как по нормативам, так и по счётчикам. Ответственность за выставление счёта для вас лежит на водоканале, а не на вас.


С другой стороны, вы должны предоставлять правдивую информацию о том, как пользуетесь водой. Если водоканал не знает, что у вас есть бассейн и газон, то нужно ему об этом сообщить. Иначе у них будет повод начислить вам оплату задним числом. И тогда вы не только не сэкономите, но и переплатите.

Правила оплаты за общедомовые нужды

Моя мама живёт одна в трёхкомнатной квартире. Рядом с ней в однокомнатной квартире живёт семья из пяти человек. Они пользуются лифтом и выходят в коридор чаще, чем мы, но платят за это меньше.

Почему бы не рассчитывать суммы по общедомовому счётчику, исходя из количества жильцов, а не площади квартир?

Дело в том, что лифт и коридор — это общедомовая собственность, за содержание которой платят все жильцы. По закону доля каждого собственника в общей собственности пропорциональна общей площади его квартиры.

Все собственники квартир обязаны оплачивать расходы по содержанию общего имущества. Доля каждого собственника зависит от его доли в праве на общее имущество.
В вашей ситуации это может казаться несправедливым, но это закреплено в законе.

Например, у собственника трёхкомнатной квартиры площадью 80 квадратных метров доля в общем имуществе в два раза больше, чем у соседей, живущих в однокомнатной квартире площадью 40 квадратных метров. И плата за содержание их имущества тоже в два раза больше.

Кроме того, у вашей мамы больше голосов при голосовании на общем собрании. Один владелец трёхкомнатной квартиры может сильнее повлиять на решение по общему имуществу, чем пять владельцев однокомнатной квартиры.

Установка счетчиков без регистрации

**Ситуация:**

У вас есть квартира, которая находится в собственности, но в ней никто не прописан. За воду вам никогда не начисляли плату, хотя вы её расходуете. Недавно вы установили счётчики, но не зарегистрировали их.

**Вопрос:**

Что произойдёт, если мы сейчас зарегистрируем счётчики? Нам начислят сумму к оплате по их показаниям? Или есть смысл поставить новые счётчики, чтобы с нас не требовали оплату за все прошедшие месяцы?

**Ответ:**

Возможно, вам не начисляли плату за воду, потому что в квартире никто не был прописан. Хотя в таких случаях обычно учитывают количество собственников, ваш водоканал что-то упустил.

В любой момент к вам могут прийти инспекторы из водоканала, чтобы проверить, что квартира жилая и в ней расходуют воду. В этом случае вам могут начислить плату за весь период, который будет охвачен сроком исковой давности.

Сейчас у вас есть два варианта:

1. Зарегистрировать счётчики с текущими показаниями. Для этого вам понадобится технический паспорт на прибор. Если паспорт не сохранился, то регистрация невозможна.

Если документы в порядке, вам нужно будет написать заявление. После этого придут мастера, снимут показания и поставят пломбу. В первой квитанции вам начислят плату за весь объём воды, который зафиксируют в акте. Вы можете разбить эту сумму на два-три месяца.

2. Поставить новые счётчики. Поскольку об этих счётчиках никто не знает, их можно демонтировать и заменить. В водоканале вы зарегистрируете новые приборы с нулевыми показаниями. В первой квитанции вы заплатите только за ту воду, которую используете за месяц.

Однако здесь нужно всё тщательно просчитать, чтобы не обмануться. Установка новых счётчиков — это расходы. Стоимость работы по установке и пломбировке тоже следует учесть. В итоге вы можете потратить даже больше, чем заплатили бы за воду. Сравните эти суммы и только потом принимайте решение.

Не откладывайте вопрос с регистрацией счётчиков. Платить вам придётся немного, а проблем вы точно избежите.

Большой долг у пенсионеров

В 2015 году родители не передавали показания счётчиков холодной и горячей воды более трёх месяцев. За полгода им начислили плату за воду по нормативам — 17 тысяч рублей в месяц. Долг был погашен, но затем им начислили ещё 100 тысяч рублей, о которых никто из них не знал.

Хозяева квартиры — пенсионеры. Уведомление о суде они не получали. Судья не согласилась на пересмотр дела. На данный момент из пенсии обоих собственников была списана сумма в уплату долга.

Вопрос: законно ли решение суда и как его можно обжаловать?

Ответ: мы не видели решения суда и не можем оценить его законность. Однако результат кажется логичным: если не платить за квартиру, долг можно списать через суд. Непонятно только, откуда взялись такие суммы. Чтобы начислить 17 тысяч рублей в месяц только за воду, в квартире должно быть прописано больше десяти человек, возможно, даже двадцать.

Списание денег без судебного заседания и беседы с должниками не является нарушением. Это стандартная схема взыскания долгов по судебному приказу. Долги по ЖКХ признаются бесспорными.
Чтобы их взыскать, достаточно заявления и документов.

Никаких пояснений от собственников судье не нужно. По закону должников должны предупреждать, но из-за особенностей работы почты приказ мог не дойти или прийти не по адресу.

Однако в списании 100 тысяч рублей у пенсионеров может быть подвох. Если у них нет другого источника дохода, кроме пенсии, приставы не могли забрать все деньги и оставить их без средств к существованию. Даже если долг миллион или больше, нужно оставлять прожиточный минимум.

Другое дело, если у родителей есть другие доходы или вклад на большую сумму. Тогда всё законно, и обжаловать вряд ли получится.

Возможно, незаконным было само начисление 100 тысяч рублей. В этом случае нужно разбираться с ЖКХ, а затем обращаться к юристу и в суд. Важны нюансы: жили ли родители в квартире, как их уведомили о долге, не болел ли кто-то в это время.

Если есть сомнения в расчётах и суммах, разбирайтесь с поставщиками ресурсов. Не верьте устным пояснениям, пишите письма и претензии. Если повезёт и найдут ошибку, деньги вернут или зачтут в счёт будущих платежей.

Если вопрос только в способе списания долга, то ничего не получится.

Пересчет оплаты за время отъезда

Я отсутствовал в квартире в течение месяца. Когда я предоставил необходимые документы, мне отказали в перерасчёте платы за воду и канализацию, поскольку в квартире не установлены счётчики.

Правильно ли это? Да, это соответствует новым правилам. Согласно этим правилам, перерасчёт платы за коммунальные услуги во время вашего отсутствия возможен только в случае, если вы не можете установить счётчики по техническим причинам, например, если дом признан аварийным. В таком случае требуется подтверждение этого факта актом.

Если же счётчики не установлены из-за вашего удобства или выгоды, вам всё равно придётся платить по нормативам, даже если вы не проживали в квартире в период отсутствия. Это требование закона. Раньше перерасчёт проводился для всех, кто мог подтвердить своё отсутствие, но теперь это невозможно.

Чтобы избежать переплаты, рекомендуется установить счётчики.
В этом случае плата за воду и канализацию будет начисляться только по фактическому расходу.

Если установить счётчики технически невозможно, попросите предоставить акт и настаивайте на перерасчёте. Однако одних билетов, подтверждающих вашу поездку в другой город, будет недостаточно.

Претензии соседа из-за платежей

Я сдаю комнату в своей квартире семье из двух человек. Кроме меня, в этой квартире живёт ещё один собственник с девушкой.

В моей комнате прописан только я, а в комнате соседа — целых шесть человек. При этом счёт за коммунальные услуги, который приходит соседу, больше моего. Мы с соседом используем воду и свет в равных долях.

Недавно сосед попросил меня оплатить счета по счётчикам, утверждая, что с тех пор, как у меня поселились жильцы, он переплачивал за коммунальные услуги.

Я не против начать делить с ним оплату, но имеет ли он право требовать с меня деньги за прошлый год? Или это вопрос не финансов, а чести?

Это вопрос закона. Вы сдаёте комнату, но не регистрируете в ней жильцов и, возможно, не декларируете свои доходы, хотя по закону обязаны это делать.
Существует множество способов сообщить об этом в соответствующие органы. Проблемы могут возникнуть как у вас, так и у ваших арендаторов.

Сосед может добиться того, что вам будут начислять оплату не за одного человека, а за двоих или даже за троих. Для этого ему достаточно написать жалобу и подтвердить, что фактически в комнате живёт больше людей, а вы недоплачиваете. Он может подать на вас в суд, и тогда ваши расходы значительно увеличатся. Лучше договориться мирно и платить честно.

Оплата за коммунальную квартиру

Я приобрёл комнату в коммунальной квартире. Живу и зарегистрирован в другой квартире. Чтобы меня вселили, я потратил много времени в судах.

Вопрос: можно ли потребовать перерасчёта платы за коммунальные услуги, которые я фактически не получал, пока проходил через судебные разбирательства?

Ответ: скорее всего, нет.

Для оплаты услуг ЖКХ в коммунальной квартире существуют специальные правила. Как распределять плату между жильцами, описано в пункте 50 постановления № 354. Там приведены несколько формул. Их используют в зависимости от того, установлены ли индивидуальные счётчики в каждой комнате или есть общий счётчик. Счётчики могут быть установлены только в некоторых комнатах или у всех жильцов, и это тоже влияет на метод расчёта. Собственники комнат могут договориться и подписать соглашение, для которого есть своя формула.

У вас, по всей видимости, нет ни соглашения, ни индивидуальных счётчиков. Поставщики выставляют общий счёт за воду и электроэнергию. Если нет отдельных счётчиков, эти ресурсы и долги являются неделимыми. Невозможно определить, какое количество пришлось на каждого жильца. По закону у вас с соседями солидарная ответственность перед поставщиками коммунальных услуг.

В такой ситуации перерасчёт платы за коммунальные услуги будет затруднительным. Сделать это можно только через суд. Обращаться в энергосбыт и водоканал с документами о вселении и требовать перерасчёта бесполезно.

Также не стоит ожидать, что плату пересчитают пропорционально для всех услуг. Отопление вам точно придётся оплатить полностью.

Если вы решите обратиться в суд, учтите особенности проживания в коммунальной квартире. Когда вам уменьшат плату, разницу повесят на соседей. А у вас с ними солидарная ответственность, и они могут усложнить вам жизнь.

Суды в разных регионах имеют однозначную позицию по этому вопросу. С жильцов коммунальной квартиры могут запросто взыскать долги соседей или весь долг за квартиру с одного из них. А затем предложат разбираться между собой.

Самовольная замена счетчиков

Ситуация: у нас стоял старый счётчик, который искрил. Мы нашли мастера в интернете, который за деньги установил новый счётчик. Теперь всё работает исправно, и счётчик больше не искрит.

Однако выяснилось, что установка счётчика была нелегальной. Управляющая компания (УК) и Мосэнергосбыт утверждают, что мы не провели поверку счётчика, и требуют заплатить штраф в размере 20 тысяч рублей.

Вопрос: законно ли это требование?

Ответ: по закону абонент должен следить за безопасностью и исправной работой приборов учёта. Если что-то не так, нужно сообщить об этом поставщику ресурсов. На каждый такой факт составляется акт с подписью специалистов энергосбыта, что поможет защитить вас в случае претензий.

Для установки счётчиков не требуется лицензия. Собственники могут установить счётчики самостоятельно, но только после того, как предупредят энергосбыт и получат разрешение.

Согласно правилам, можно использовать только официально зарегистрированные и поверенные приборы учёта (п. 80–81 правил). Регистрировать счётчик — обязанность потребителя. Он должен написать заявление и предоставить документы, а поставщик ресурсов проверяет их и ставит прибор на учёт. Если у вас возникли трудности, вы можете обратиться в управляющую компанию, где вам помогут.

Вы заменили счётчик без разрешения.
Непонятно, когда его установили и куда делись предыдущие показания. Это несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта. По закону за такое нарушение могут доначислить плату за электроэнергию.

Как эту плату рассчитывают: берут все приборы, которые работают в квартире, и вычисляют их мощность так, будто они работают круглосуточно с момента несанкционированной замены счётчика. Если нельзя установить, когда произвели замену, посчитают за три предыдущих месяца. Если не получается посчитать мощность приборов, возьмут норматив в десятикратном размере на каждого жильца или собственника.

Это касается не только электроэнергии: с водой и газом такая же ситуация. Разница только в способах расчёта объёма ресурсов для доначислений.

Верховный суд признал такой порядок законным.

Если у вас есть своя история о счётчиках, интересный способ сэкономить или сложный вопрос о коммунальных услугах, напишите нам через анкету — мы разберёмся.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!