Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

7 техник модификации дезадаптивных убеждений (по Джудит Бек)

Изменять годами устоявшееся дезадаптивные убеждения очень сложно. КПТ даёт техники, которые могут помочь специалистам снизить пагубное влияние таких убеждений на жизнь клиентов. Также эти техники можно применять и для самостоятельной работы)

Сейчас я изучаю КПТ подход в университете Карвасарского и читаю книгу Джудит Бек "Когнитивно-поведенческая терапия от основ к направлениям"

В один момент я подумала, что будет полезно попробовать писать небольшие статьи, в которых я буду аккумулировать прочитанное, чтобы лучше понять и запомнить его самой, а также чтобы поделиться информацией (ну и контент лишним не будет)))

В этой статье хочу затронуть тему модификации дезадаптивных убеждений. Джудит Бек описывает 7 техник модификации и отмечает, что некоторые из них сходны с техниками которые используются при работе с автоматическими мыслями. Она выделяет:

1) Сократовский диалог
2) Поведенческие эксперименты
3) Когнитивный континуум
4) Рационально-эмотивные игры
5) использование окружающих в качестве ориентира
6) Действия "как если бы... "
7) Самораскрытие терапевта
-2

Немного подробностей проведения этих техник (как я их поняла)))

1) Сократовский диалог.

В сократовском диалоге терапевт наводящими вопросами побуждает клиента усомниться в правильности его суждения. В приведённой стенограмме разговора с клиенткой, Бек доказывает ей, что обращаться за помощью – не значит быть слабой😽. Она делает это на примере двух студентов с депрессией, и в конце концов клиентка соглашается, что адекватнее поступил тот, который обратился за помощью, а не продолжил молча страдать.

2) Поведенческие эксперименты для проверки убеждений.

Бек отмечает, что такие эксперименты помогают понять, на сколько верны убеждения. В качестве примера она приводит работу с той же клиенткой ( как и в последующих случаях).

Сначала она говорит ей, что не стала относится к ней хуже, когда та обратилась к ней за помощью, и предлагает проверить принизит ли её в глазах других обращение за помощью😿. Они выбирают действие (обратится на к педагогу за помощью чтобы проверить убеждение). Также Джудит отмечает, что если бы она поняла, что клиентка не сможет выполнить задание, она бы провела репетицию, спросила о степени вероятности того, что она всё же выполнит его🙏.

Мне также показалась очень важной мысль о том, что если психолог чувствует, что убеждение может найти подтверждение в случае проведения эксперимента, то нужно выяснить какое значение для клиента будет иметь этот результат, и как с ним можно справиться.

3) Когнитивный континуум для модификации убеждений

Автор отмечает, что этот вариант работы особенно подходит при дихотомичности мышления клиента (черно-белом мышлении). Он позволяет клиенту увидеть оттенки ситуации.

В примере терапевт рисует график (на основе слов клиентки), где 90-100% - это успешные студенты, а 0% - это клиентка (считающая себя неудачницей) . После этого, они начинают модифицировать график, в результате чего, к концу работы клиентка сдвигается на точку 75 процентов, а более низкие места занимают другие (знакомый, который учится хуже, абстрактный студент который ничего не делает, студент оставшийся на второй год и т. д)

4) Рационально-эмотивная игра

Полезна, когда клиент головой понимает дисфункциональность убеждения, но "сердце" чувствует иначе. В работе разыгрывается диалог "эмоциональной и "когнитивной" частей клиента. Сначала эмоциональную часть отыгрывает клиент, а затем они с терапевтом меняются местами. Когда терапевт во второй части играет эмоциональную часть, он использует те же аргументы, что использовал клиент.

5) Использование других людей в качестве ориентира при модификации убеждений

Этот вариант полезен, чтобы дать возможность клиенту взглянуть на свои убеждения со стороны. Позволяет увидеть, что для себя они выставляют одни стандарты, а для окружающих другие. В примере терапевт предлагает оценить насколько корректно убеждения клиента, предлагая ему представить что его убеждение присуще его ребёнку, предлагает даказать знакомому со сходным убеждением, что оно правильное и т. д.

6) Действовать "так будто... "

Автор замечает, что измение убеждения ведут в изменениям поведения и наоборот. Иногда можно немного изменить убеждение, чтобы клиент начал менять поведение, что в свою очередь приведёт к большему ослаблению убеждения 🧠.

Это похоже на спираль . Предлагается попробовать весни себя так, как будто этого (дисфункционального) убеждения уже не существует. Сначала сконструировать реальность с этим допущением, а потом попробовать это в реальной жизни.

7) Использование самораскрытия для модификации убеждений.

Тут, наверное, всё ясно. Автор приводит ситуацию, где она рассказала клиентке о своём похожем студенческом опыте ✋. Это валидирует клиентку и её сомнения.

Надеюсь вам был полезен мой краткий пересказ главы книги Джудит Бек.

Буду рада Вашим отзывам) 🥰

А ещё у меня есть небольшой, но уютный ютюб канал с психологическо-юмористическими скетчами - YouTube

Автор: Элина Школьник
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru