Найти тему
Azamy & Alice

Обзор сольного альбома Юрия Шевчука "Волки в тире" (2023).

Итак, альбом вышел год назад (2023), но шальная мысль его послушать осенила меня только сейчас (сентябрь 2024).

Поводом тому послужила то ли вышедшая на днях "Гойда" Алисы, взбередившая незажившие раны, некогда нанесëнные мне русским роком, то ли тотальная неудовлетворëнность от двух последних творений "ДДТ", разобранных нами здесь:

... и здесь:

Два вышеуказанных шедевра оставили чëткое ощущение, что великий русско-татарский поэт Юрий Юлианович Шевчук окончательно отрëкся от саморедактуры и вдарился во фристайл.

Глеб Самойлов как-то рассказывал, что после ухода из "Агаты Кристи" он стал писать стихи только набело. То есть без корректировок, доработок и прочих ненужных улучшений - всë как надиктовала Вселенная. Что ж, разница между текстами "АК" и его многострадального детища The Matrix слышна невооружённым ухом.

На "Волках в тире" соавтором "чести и совести русского рока" является некто Дмитрий Емельянов, пожелавший остаться неизвестным. А дизайн обложки способен нанести психологическую травму всяк на неё смотрящему (на языке маркетологов это называется ëмким термином "непродающая").

Итак, Юрий Шевчук "Волки в тире" (2023)

1. "Родина, вернись домой"

"От венков расцвело, в рыжей глине - дыра" - это неплохо.

"У державы стояк, воют бабы в ночи" - неудачная метафора, так как у державы как раз таки НЕстояк, и Шевчук прекрасно это знает. Да и бабы в ночи если и воют, то не от того.

В припеве зафиксирована рифма "твой - мой".

Далее: к кому обращается Шевчук каноничным "это не твоя война"? Жаль, что адресат не указан, т.к. здесь это важно для понимания посыла (месседжа, как говорят сегодня по-русски). Ведь если это обращение к солдату, то ОКЕЙ. Но, скорее всего, ЮЮ обращается к Родине (до этого он взывал именно к ней), и тогда налицо логическая ошибка. "Это не твоя война" говорят тогда, когда уже есть две воюющие стороны, и ты туда лезешь третьим участником. В данном же случае Родина Шевчука (по совпадению и наша Родина тоже) является одной из ДВУХ УЖЕ воюющих сторон, и это не может быть "не её война". Шевчук, ау!

"Ты вернëшься с войны, вновь попасть на войну". Вставьте пропущенное слово.

В общем, в песне неплохой мотив куплета (ну как неплохой - для первых двух дней безжалостного русского запоя), госстандартный припев и совершенно непродуманный текст.

Дальше больше.

2. "Волки в тире"

Это хит!

То ли синти-поп, то ли шугейз, но точно дискотека, и ноги сами пускаются в пляс. Мелодия цепкая, по-хорошему въедливая - по-русски говоря, хуковая.

"Несмотря на их кляп, он дышит" - снова мимо, так как с кляпом можно дышать, тогда почему "несмотря на"?

Шевчук сетует на текущие неурядицы, например, на отмену концертов, причëм конкретно в Тюмени и в Мск. Кстати, на несостоявшийся концерт в Мск у меня до сих пор есть билет, купленный ещё в прошлой жизни. Заручившись тайным посылом Шевчука в песне "Долго", я жду обещанный весной 2025 года аншлаг.

На словах "Мы в несправедливом мире" мотив один-в-один 'Paint It Black' от Rolling Stones (сл. момент на словах, например, I see the girls go by...).

3. "Танцы"

"Пока не сдох дядя в бетонном мешке". К чему отсылает данная аллегория? Только не говорите, что к кому-то из политиков. Кремль не бетонный и на мешок не похож. Если кто понял, напишите, плиз, в комментариях.

"Давай танцуй, дядя, и убей всех нас". Да, видимо, это про то. Тогда "бетонный мешок" - опять мимо, провальная метафора, не вызывающая ассоциаций.

"У тебя есть вечность - бензин и газ". Почему бензин? Потому что "нефть" не укладывалась в ритм? В предыдущих трэках это Юлианыча не парило.

После неимеющего мелодии куплета как не в Красную Армию вступает агиточно-ванильный припев про любовь и добро (буквально! ).

Песня для заполнения альбомного вакуума.

4. "Надежда"

"Моя надежда умерла" - констатирует Шевчук, как будто постаревший Лукашин сообщает маме прискорбную весть.

Песня о том, как надежда Шевчука покончила с собой, "засунув голову в плиту". То есть как бы сюрреализм, но опять какой-то недовинченный.

Трëхстопным анапестом (а-ля "Шаганэ ты моя Шаганэ") Шевчук повествует о том, как сначала труп его надежды забирает скорая, затем патологоанатомы, а потом (почему-то) именно они, а не надежда, отправятся "на Божий суд ленивой сворой". Фейспалм.

"Моя надежда умерла, твой катафалк - Москва и Волга". Почему именно Москва и Волга? "Твой катафалк "Москвич" и "Волга" можно было бы удачнее притянуть к нашему движению назад, а так...

5. "Дрон"

"Где режет правду Курт Кобейн про чëрную дыру". В какой параллельной реальности Курт Кобейн пел о чëрных дырах? Шевчук перепутал Nirvana и Soundgarden? Это у Soundgarden главный хит называется Black Hole Sun ("Солнце - чëрная дыра").

Далее следует непереводимый с шевчуковского языка на русский язык поток сознания типа "Мумий Тролля", но, в отличие от Лагутенко, Шевчук это всë на серьëзных щщах.

Или, блин, нет???

6. "Чайковский"

По настроению - бодряк. Второй хит с альбома, но есть сложности с образами и опять же смыслом.

"Как на спектакле тишину я жду тебя одну". Если лирический герой ждëт в театре тишину, то театрал из него такой себе. А об этом вроде как вся песнь.

"Ну а те, кто любим, знают всë про рассвет" или "Закат, застрявший в бороде" - это химически-чистый Шевчук. Потом вместо заката вообще стакан (застрявший в бороде).

Из плюсов: удачные вкрапления из, собственно, Петра Ильича (хотя каким боком он в песне - не раскрывается).

7. "Потоп"

По мелодии напоминает "Кто виноват, что ты один" группы "Воскресенье", отмечающей в этом году 45 лет.

"Ты смотришь в этот стрëмный мир, как глубина" (Ю. Шевчук, Избранное)

Юлианыч обращается к неназванной спутнице, заверяя её в том, что пришло их время, поскольку наступил Всемирный Потоп. Пусть так, но, блин, "Значит, под дождëм мы - одно имя, ливень нашей первой любви"... (ну фейспалм же, фейспалм, фейспалм!)

8. Пчела

Вновь обращение к даме сердца под гитару. Мелодия традиционная русскороковая, но уху приятная.

Впервые на альбоме вырисовывается сюжет: на улицах большого города наш герой потерял свою возлюбленную. А на рукаве у него "молчит пчела". Нет, сюжет не вырисовывается.

"Кто ты, откуда? - спрашивает Шевчук у нерасположенной к общению пчелы, забыв про пропажу любимой. - Куда тебя боль твоя завела?" - докапывается поэт до несчастной медоносицы аки алкоголик до станции Бизнес-ФМ.

При этом, это хорошая песня. Дурацкая, но хорошая. Настроение и образы создаëт странные, но художественно-верные.

9. "Похороны войны"

"Льются дождями сны,

Музыкой тишины

Снятся нам эти сны"???

Тройная рифма, серьëзно? Я уже молчу про "сны - сны"! Даже не весны, а реально "сны - сны"!

Короче, пацифистская песня-закрывашка о том, как будет хорошо, когда закончится то, что ещё не начиналось.

Справдливости ради, это тоже не самая убогая вещь, хоть и с косяками (а ими изрешечен весь альбом, как жестяные волки в тире). Но такие композиции выполняют роль исключительно outro альбома, то есть на концертах не исполняются и слушателями не переслушиваются (отключаются на предыдущей).

В общем, как-то так. Мнения, комментарии и вообще общение приветствуются!

Спасибо всем, кто дочитал :)

Ссылка на альбом в VK:

ВКонтакте | ВКонтакте