Найти тему

Какие кошки обитали в Византии и откуда они взялись.

Оглавление

Кошек в Византии реально любили. Об этом говорилось в нашей предыдущей статье, посвященной хртстианскому отношению к кошкам. Византия возникла на осколках римской империи в ее восточных регионах, включивших Грецию и целый ряд регионов с народами явно чуждыми римскому миру. Интересно заметить, что в древней Греции накакой такой особой любви к кошкам не было. Зато в регионах, где жили этносы, чуждые Риму, кошек любили. И при этом в Византии все кошки разные. Почему разные? И, главное, почему вдруг появилась любовь к кошкам?

Об отношении к кошкам в Византии.

Лучшее творение Божие

Кошки заняли уникальное положение в Византии, такое, какое в средиземноморском регионе ранее практически не было за редким исключением. В древнем мире было два или три варианта отношений к кошкам. Причем в средиземноморском регионе была такая оппозиция всего двух отношений к кошкам. Либо кошка вообще не нужна как для древних греков и ранних древних римлян. Либо кошка практически богиня, которой надо поклоняться в храмах как для древнего Египта. Древние греки и римляне вместо кошек для борьбы с крысами использовали харьков, которые конечно не были такими ручными и домашними как кошки. Египтяне, напротив, из кошки слелали кумира. Третий подход демонстрировали народы юго восточной Азии или дальнего востока тайцы, китайцы, индусы. Специфические кошки на основе бенгальских кровей, кошки яркие, очень сильные, умные, подвижно озорные и независимые - привели к сдержанно восторженному отношению к ним, несколько похожим на отношение к собакам. Однако в Византии проявился четвертый подход - отношении к кошке какик лучшему творению Божиему. Кошка не кумир (христианские заповеди запрещают людям создавать кумиров и из животных, и из человека). Но кошка это самая любимая живая душа. Надо сказать, что персы относились к кошкам очень сходным образом. Их религия, также как и религия древнего Израиля стала одним из корней христианства и требовала только признавать творения Божии.

Чем кормили кошек в Византии

Византия представляла сложное этническое образование, разные народности которой вели весьма различный образ жизни и хозяйства. В морских портах преобладали рыбаки. Боспорская земля в основном жила скифо сарматским типом степного пассивного (выращивание злаков: хлеба и овса) земледелия и полукочевой (подобно современным казакам) охотой вместе с молочным скотоводством. Понтийский регион был населен этносами армянского происхождения, основной сферой деятельности которых было активное интенсивное земледелие и молочное производство. В эладской Греции основа была садоводство (с выращиванием оливок) и мясное скотоводство. Понятно, что кошек в разных этнических культурах кормили по разному. И сами кошки отличались друг от друга по внешнему виду. У моряков эгейских островов всегда было много рыбы. Эгейские кошки имели крепкий организм для преобладания рыбного питания. Видимо почки этих кошек были хорошо приспособлены для рыбной диеты. Моряки брали кошек на корабли для избавления от крыс и мышей (позже так поступали викинги). А в центральной Греции, где было распространено скотоводство, было много мясной пищи. Кошки молочных восточных регионов регулярно могли получать кисло молочные продукты. Там, где процветала охота, кошки получали много мяса. Земледельцы благодаря кошкам были защищены от мышей и крыс.

Как лечили кошек в Византии.

Лечение домашних животных было очень развито в Византии. При этом хозяйственный скот не был лишен медицинской помощи, но только в санитарной сфере. Об этом уже говорилось в статье о ветеринарии.

Немного зоопсихологии под покрывалом богословия

Ранняя Византия до крушения сарматской державы под натиском гуннов и главное до прихода хазар сознательно противопоставляла себя павшим иудеям и их скотоводческому миру, взятого из Вавилонского мира. Поэтому в ранней православной традиции верили в энергию бессмертной души у всех живых существ. Только наука в то время отличалась вульгарно механическим объяснением причин и не способна была дать реальное объяснение природы души. Поэтому душу объясняли идеалистически как образцы идей у Платона. Такое понимание больше отражало церковное богословие. Тем не менее церковь могла оказывать большое влияние на духовную связь человека и домашних животных (в т.ч. кошек). Конечно такая психология имела бытовой характер и не могла помочь в клинических случаях.

Появление в соседях мрачного хазарского каганата сильно изменило мир Византии. Хазары, природные скотоводы и иудеи по вере внесли новые ереси (включая смертность души большинства животных существ). Хотя после этого зоопсихологии в Византии был поставлен крест, отношение к кошкам не изменилось. Даже напротив, теперь их еще больше ценили окружении враждебных народов.

Какие кошки жили в Византии у разных этнических и общественных групп

Кошки простого народа

Кошка кикладского или эгейского типа уже давно существует на земле. Эта греческая кошка прямой потомок не очень породистых кошек простых рыбаков и земледельцев центральных регионов Византии. По сути это потомки египетских кошек, завезенных сначала друзьями Клеопатры: Цезарем и Антонием, потом апостолами Христа, и наконец основателями Византии царицей Еленой и царем Константином. Эти кошки заметно изменились и утратили породистость. Гладкие, короткошерстные, белые с пегими и серыми пятнами.

Кошки армянско-понтийского региона

Ванесская кошка, археология которой доходит до глубины тысячелетий вплоть до 10 тысяч лет назад и возможно древнейшая домашняя кошка на свете, эта пушистая красавица с огромным хвостом была в Византии распространена по всей анатолийской земле армяно-понтийского региона. Когда в Византии установилась армянская династия, эта кошка стала царской и столь же важной как и эгейская кошка и типичная для императоров египетская кошка. Считается кошка белой. Но что если существовали Ванессы серого, желтого или даже чеорного цвета. Существуют ли?

-2

Кошки императоров и аристократии

Конечно первыми кошками императоров Византии были египетские кошки. Сначала друзья-пажи Клеопатры: римские императоры Цезарь и Антоний завезли египетских кошек в римскую империю и подарили военным ветеранам, но прижились они в восточной части в среде эквитесов, любивших животных (и лошадей, и собак, и кошек). Затем апостолы Христа завезли египетских кошек из Израиля, которые распространились в среде священников. Ну и в конце всего основатели Византии императрица Елена и император Константин завезли египетских кошек и они стали царскими любимцами, а часть из них пополнила популяции кошек в монастырях. Вскоре начинается отделение менее породистых кошек простого народа, которые породили эгейских кошек. И эти эгейские кошки тоже оказываются в императорских покоях. Почему? Дело в том, что несмотря на абсолютную власть императоров, их культура была основана на народнической идеологии, которой христианская церковь ограничивала все проявления власти. Но об этом позже. Когда пришла армянская династия, в качестве императорской кошки появилась ванесская кошка.

-3

Кошки боспорского региона и кошки северных паладинов

Эти кошки боспорско Таврического региона, который наш русский, а тогда еще и сарматский Крым, скорее всего должны быть похожи на легендарного Кота Баюна, воспетого Пушкиным - ведь лукоморье, на котором дуб зеленый и золотая цепь на нем - это явно описание берега Крыма. Итак фелинология с ее мелкими знаниями о сибирских кошках столкнулась с мощными фактами этнологии. Сибирская кошка правильнее была бы крымско-уральской (такие кошки могли быть распространены от Крыма до Урала по степи, а в Сибире обосновались уже по мере ее освоения от раннних казачьих поселений при князьях и царях до советских городов). На Боспоре Тавриде могла обитать пушистая серая и очень крупная кошка. Такие кошки могли обитать у паладинов, которые либо имели скифо сарматское происхождение, либо учились воинскому делу у сарматских касаков и амазонок. Вообще Боспор-таврия - этот регион крайнего севера Византии в ранний период (до нашествия гуннов) отличался чуть ли не полным матриахатом, где многие женщины были вооружены. Это при том, что сама Византия отличалась от древней Греции и Рима (где женщина не значила ничего) гораздо более высокой свободой женщин. Вот такой Боспор-таврия, регион женщин с луком, мечом и сагарисом, обучающих византийских воинов паладинов, и больших пушистых (чаще серой с табби раскраски) кошек с огромными хвостами и густой теплой шерстью, ловящих не только мышей и крыс, но даже и сусликов.

-4

Кошки южных паладинов и кошки африканских земель Византии.

На южных границах безусловно были распространены кошки иного африканского происхождения. Там тоже были свои африканские, чернокожие амазонки, как говорят южные амазонки, чья царица в свое время посещала израильского царя Соломона (как говорит Библия), и царица упоминается и в Евангелии. Опять же там учились воины паладины, некоторые из них были африканского происхождения. И там же были местные кошки очень похожие на египетских, гладкие, короткошерстные, чаще рыжие или чеорные, но несколько крупнее и имеющие очертания сервала. Им по зубам были и мыши, и крысы, и даже небольшие сурикаты.

Кошки пришлых этносов Византии среднего периода.

Уже к концу тысячелетия Византию посетили очень много народов. Среди них были и любители кошек, например, моряки викинги, которые привезли своих норвежских лесных кошек. Были и сторонники харьков, это народы, предками которых были киммерийцы. Например, варяги, полуславянский этнос, пришедший с севера Руси по реке Борисфен (ныне Днепр), на земле западной Руси, где народ формировался из посткимммерийских скифов, был даже город Харьков, который существует и поныне, и там держали харьков. Но варяги и анты увлеклись кошками и принцесса Анна привезла эгейскую кошку своему мужу князю Владимиру, тому самому святому крестителю западной ("киевской") Руси. Восточная Русь, народ которой формировался из сарматов, напротив, любил кошек как и их родственники с Боспора-таврии, хотя возможные города (на Дону или Волге) типа Каткина, Катова или Катабаянска не найдено после разрушения всего гуннами. Были народы безразлично относящиеся к кошкам, например, хазары. Среди гуннов большинство вообще не знали кошек и их не любили. Гунны и тюркуты были враждебны и кошкам, и Византии, и сарматам. Были народы, любившие кошек, но враждебные Византии, Эфиопии и Сарматии и женщинам в частности: арабы. Так или иначе мир поздней Византии стал носить слишком этнически пестрый характер. Но культура кошек была некоторым мерилом культуры народа.

Кошки в монастырях и храмах.

Чем помогает кошка человеку.

Понимание ценности кошек в Византии постепенно, но в то же время быстро менялось в сторону возрастания духовного понимания от бытового. Это говорит все же об успехах психологических знаний даже при их ненаучной, а религиозно церковной основе. Более подробно об этом говорилось в статье:

Можно сделать краткий вывод о трех ступенях понимания ценности кошек.

  1. Бытовой. Кошка как защита от вредных грызунов: мышей и крыс, а для мощных кошек боспорского и африканского (и отчасти ванского) регионов и более крупных грызунов.
  2. Психологический. Кошка это друг человека, способный своей лаской и мурчанием утешить и облегчить жизнь человека.
  3. Духовно физический. Кошка это творение Божие для помощи человеку в борьбе с демонами. Кошки обладают магическим зрением и могут видеть и различать ангелов и демонов. Они предупреждают человека об опасности и настраивают на молитву Божию и пост как оружие против демонов.

На этой третьей ступени и произошло радикальное расхождение православного христианства и католицизма. Именно за то, за что православные любили кошек их же ненавидела инквизиция. И пока инквизиция выводила кошек (особенно, чеорных) якобы как спутниц ведьм, православные их как раз использовали для борьбы с язычеством, ересями и сектами итза это еще больше любили.

Как разводили кошек

Евангелие гласит словами Бога-сына Иисуса Христа - нет для царства Божия ни царя, ни раба - нет ни мужчин и женщин - нет ни эллина, ни иудея. Короче представление о царствие Божием носят характер бесклассовый (ни царя, ни раба - прямо как социализм какой-то), гендерно равный (мужчина и женщина равны, патриархатные отношения не допустимы) и интернациональный (хотя разнообразие этносов признавалось, но все этносы были равны: эллины греки и иудеи семиты). Такую идеологию следует назвать народнической. К кошкам было такое же отношение. Разделение на породистых и беспородных упаси Боже!, нельзя даже подумать, ведь это значит разделять кошек царей и простых рыбаков (рабов в Византии не было, рабство было запрещено). Выделять породы кошек? - ни в какую - а вдруг, какая то станет породистее, а это нельзя: эгейская кошка эллина-грека, ванская кошка фригийца-армяна, савирская кошка славяна-сармата, саванная кошка эфиопа-нубийца и египетская кошка иудея-семита равны. Даже кот и кошка равны (гендерное неравенство недопустимо).

Разведение кошек в Византии носило характер противоположный современной фелинологии с ее культом пород и родословных. Больше всего это напоминало разведение беспородных кошек для народа. Поэтому главные кошки Византии: эгейская, ванская, нубийская и боспорская имели сходство с беспородными кошками. Даже императорские египетские кошки постепенно сливались с беспородными. В конце концов образовались две популяции (тут уже генетика роста шерсти, о которой византийские ученые не знали): короткошерстная (эгейская кошка как смеси египетских и нубийских кошек) и длинношерстная (некая смесь ванских, персидских, савирских-сармато-боспорских и позднее норвежских кошек).

Как защищали кошек

В основе Византии была социально политическая "симфония". А симфония это хорошо настроенное единство триады. Образец это Божественная Святая Троица. А вообще это музыкальный термин означает форму из трех частей, оркестр из трех групп, аккорд из трех звуков, ладогармонию из трех ступеней, полифонию из трех мелодий. Везде триада. Вот и Византия имела основу: корневой опыт римлян (все создано на осколках римской империи), главное начало в христианской православной философии жизни (церковь абсолютно определяла нравственность) и... политическая воля сарматов и их амазонок (без победы амазонок над римлянами никакая Византия вообще не возникла).

Защита кошек поэтому в Византии была основана на симфоническом единстве основных общественных сил. Само явление защиты кошек имело полное сходство с древним Египтом. Но его внутренние содержание отличалось. Кошка в Византии не божество кумир, а лучшее творение Бога. Ее положение определяла церковь, согласованная с римским населением центра и скифскими этносами окраин. Ее права определяло перенастроенное под христианство и культуру победивших сарматов римское право. Ее защита осуществлялась по традициям пассионарных этносов Византии (а это сарматы, армяне и нубийцы), натроенным под христианскую веру и римское право.

Жизнь кошек была под защитой государства и церкви. Кошки свободно заходили в храмы даже в алтарь (в северных районах в храмах в двери был кошачий лаз) сначала ловить мышей и крыс, затем утешать прихожан перед исповедью и в конце всего следить за колдунами и еретиками и звать священника. Кошку могли окропить святой водой, если она болела. Только ритуалы для кошки были не нужны и недопустимы - кошка безгрешна и не нуждается в помощи церкви и кошка не сознает свой религиозный инстинкт (а человек сознает у себя религиозный инстинкт и еще и грешен). Душа кошки сама переходит к Богу, а душе человека нужно помочь перейти к Богу, чтобы не попасть к дьяволу. Поэтому в отличии от Египта в Византии траур по умершей кошки носил чисто светский характер. За упокой души человека молились потому что душа человека без этого могла по своим грехам к дьяволу попасть. Душа кошки сама попадала к Богу и после ее смерти человек мог молиться за себя, чтобы после своей смерти встретиться со своей любимицей. Считается, что человек, попавший в рай будет окружен своими любимыми питомцами веки вечные; а человек, попавший в ад не увидит своих питомцев и будет окружен чудовищами и только на Пасху ему будет для утешения Богородица открывать завесу рая, чтобы он мог на секунду увидеть своих любимых питомцев и родных людей, попавших в рай.

Законы Византии строго карали за любой вред причиненный кошкам. Кошки были под защитой.

Вот нам бы такая защита. Так и прекратится самовыгул в городах, подбрасывание котят в деревнях уж не говоря о ненавистниках кошек. Византийские законы учили людей любить кошек как лучших творений Бога.