Остановлюсь немного на валентности окружающих человека в поле предметов и людей.
⠀
Помните?
У человека возникает потребность в виде напряжения, и объекты в поле резонируют с этим напряжением.
Те, которые могут его потребности удовлетворить – обладают положительной валентностью.
Те, которые нет – отрицательной.
⠀
А могут и порождать потребности.
Человек замечает какой-то привлекательный объект и начинает его хотеть – или просто для того, чтобы им обладать или для того, чтобы с его помощью удовлетворить уже имеющуюся потребность.
⠀
Курт Левин, основатель теории поля, описал три вида конфликтов, которые вызывает валентность окружающих нас объектов:
⠀
«Стремление - стремление» - когда человек оказывается между одинаково привлекательными объектами.
⠀
«Избегание - избегание» - когда он оказывается между одинаково отталкивающими объектами.
⠀
«Стремление - избегание» - когда один объект и привлекает и отталкивает.
И хочется, и колется, и мама не велит 😁.
⠀
Эти конфликты провоцируют человека на три основных вида агрессии:
⠀
против себя,
против других или
против ситуации.
⠀
Какой вид выберет человек – зависит от его личных особенностей.
⠀
Но вот смотрите, какие результаты Левин получил в результате экспериментов с детьми:
⠀
Когда ребенку предлагают дилемму – выполнить неприятное задание или он будет наказан, то чаще всего ребенок выбирает самый простой вариант – выйти из поля.
Физически или в виде фантазии.
⠀
То есть меньше всего стоит ожидать, что ребенок будет проявлять волю и прилагать свою агрессию к выполнению задания. Скорее всего он убежит, спрячется или начнет спорить с экспериментатором, а потом придумает историю о том, как все было на самом деле.
⠀
Как вы думаете - какой вырастет взрослый из ребенка, систематически попадавшего в конфликт между объектами с отрицательной валентностью?
© Юлия Ивлева
#теорияполя #гештальт #потребности #конфликты #воспитание #агрессия #психология