Найти тему

ПРО ДЕТЕЙ, ПОЛЕ И КОНФЛИКТЫ

Остановлюсь немного на валентности окружающих человека в поле предметов и людей.

Помните?

У человека возникает потребность в виде напряжения, и объекты в поле резонируют с этим напряжением.

Те, которые могут его потребности удовлетворить – обладают положительной валентностью.

Те, которые нет – отрицательной.

А могут и порождать потребности.

Человек замечает какой-то привлекательный объект и начинает его хотеть – или просто для того, чтобы им обладать или для того, чтобы с его помощью удовлетворить уже имеющуюся потребность.

Курт Левин, основатель теории поля, описал три вида конфликтов, которые вызывает валентность окружающих нас объектов:

«Стремление - стремление» - когда человек оказывается между одинаково привлекательными объектами.

«Избегание - избегание» - когда он оказывается между одинаково отталкивающими объектами.

«Стремление - избегание» - когда один объект и привлекает и отталкивает.

И хочется, и колется, и мама не велит 😁.

Эти конфликты провоцируют человека на три основных вида агрессии:

против себя,

против других или

против ситуации.

Какой вид выберет человек – зависит от его личных особенностей.

Но вот смотрите, какие результаты Левин получил в результате экспериментов с детьми:

Когда ребенку предлагают дилемму – выполнить неприятное задание или он будет наказан, то чаще всего ребенок выбирает самый простой вариант – выйти из поля.

Физически или в виде фантазии.

То есть меньше всего стоит ожидать, что ребенок будет проявлять волю и прилагать свою агрессию к выполнению задания. Скорее всего он убежит, спрячется или начнет спорить с экспериментатором, а потом придумает историю о том, как все было на самом деле.

Как вы думаете - какой вырастет взрослый из ребенка, систематически попадавшего в конфликт между объектами с отрицательной валентностью?

© Юлия Ивлева

#теорияполя #гештальт #потребности #конфликты #воспитание #агрессия #психология