Когда началась война с нацистской Германией, за его плечами уже была успешная служба на нескольких пограничных заставах, задержание не просто нарушителей, но ярык антисоветчиков, ненавидевших советскую власть и страну в целом. Поэтому капитан НКВД Анатолий Горшков рассчитывал, что его сразу же пошлют на передовую. Только сильно ошибся.
Его отправили в тыловой, как тогда казалось, город – Тулу, в областное управление НКВД. Поручили новую и фактически незнакомую работу – согласно постановлению СНК заняться формированием и подготовкой в прифронтовой полосе истребительных батальонов. Работа требовала большой срочности. В первую очередь требовалось вооружить рабочих, шахтёров и всех, кто решил защищать свой город. Затем составить программу, по которой можно было бы всех их обучить качественно и быстро. Горшков составил её лично. И она была не только утверждена в Москве, но и рекомендована для других областей.
Было набрано более 10 тыс. бойцов, которые занимались военной подготовкой, одновременно помогая горожанам рыть окопы, загружать выезжавшие машины и выводить скот. Город бомбили всё чаще. 3 октября враг взял Орёл. От него до Тулы было 180 км.
Все армейские резервы города составляли полк войск НКВД (охранял работавшие оборонные заводы), артиллеристы у 10-ти пушек, полк зенитчиков, бронепоезд № 216 и истребительные батальоны. Соединения Красной армии, державшие ранее фронт, отходили с огромными потерями. Чтобы удержать оружейную столицу 23 октября в оборонном комитете города решили пять отдельных истребительных батальонов объединить в единый рабочий полк, в который вошло 1,5 тыс. бойцов. Командовать им поставили начальника 4-го отдела областного управления НКВД – Анатолия Горшкова. 33-летний капитан оказался единственным кадровым военным в этой воинской части.
Через трое суток состоялся первый смотр бойцов. Перед командиром выстроились бойцы, увешанные гранатами, пулемётными лентами и бутылками с зажигательной смесью. В руках они держали разнокалиберные винтовки, которые только удалось собрать по запасникам оружейных заводов. На всех ППш (пистолёт-пулемёт Шпагина) были только у двоих, включая командира.
В таком составе и с такими боевыми возможностями рабочий полк занял позиции обороны на самом опасном участке – Орловском шоссе. Рядом расположился полк НКВД. Рабочий полк полностью снабжала партийная организация города и комитет обороны. Солдаты, вставшие под ружьё из цехов, числились на рабочих местах.
Враг подошел на подступы к городу 29 октября. Но ночь оставил на приготовление к штурму. Здесь были три дивизии танковой армии Гудериана, две моторизованные дивизии, полк пехоты «Великая Германия» и 2 дивизии пехотинцев. Общие силы составляли более 300 танков и 100 тысяч отменно вооружённых бойцов вермахта. С утра десятки бомбардировщиков стали «утюжить» позиции рабочих, чекистов и зенитчиков. Но войска не сдвинулись ни на метр. Дальше открыла огонь артиллерия и миномёты. Затем двинулись вперёд танки и мотопехота.
Бешеный натиск фашистов повторялся за день четыре раза. И невзирая на значительные силы врага был отбит. Десятками танков и пехотой фашистам удалось лишь на 300-400 метров смять линию обороны, где большей частью стояли рабочие. Но дальше ополченцы, поддерживаемые разбросанными по разным участкам обороны чекистами, остатками солдат и командиров 260-й дивизии, немногими артиллеристами и зенитчиками встали намертво, преграждая путь на Москву и к оружейным производствам Тулы.
Когда полк Горшкова держал рубежи, у него не было ни штаба, ни средств связи, ни даже комиссаров. Он просто сам все дни перемещался от батальона к батальону – туда, где оказывалось тяжелее всего. Все задачи приходилось решать самому. Благодаря выигранному времени, командованию удалось начать переброску подкреплений. А с 6 по 8 ноября наши войска двинулись в наступление. Вместе с наступавшими двигались чекисты и рабочие. Наступление на Тулу и Москву на этом участке было окончательно остановлено.
К концу ноября, когда опасность городу стала спадать, полк передали новому командиру Баранову. Горшков вернулся в НКВД. Теперь ему поручили организовывать партизанские отряды и диверсионные группы для заброски в тыл к немцам. С 1942 года он стал вторым человеком в штабе по руководству партизанским движением Брянщины. На крупные операции вылетал во вражеский тыл лично. Он восстанавливал связи между отрядами и объединял их в соединения.
В результате только с августа до 10 октября 1942 года народные мстители пустили под откос 120 вражеских эшелонов, привели в негодность 121 паровоз, 2 бронепоезда и ещё множество техники врага, включая даже 15 самолётов. Более 22 тысяч оккупантов более не ходили по советской земле.
В 1943 году окончательно вышедшие из себя нацисты предприняли против партизан настоящую армейскую операцию с танками, артиллерией и самолётами. Во многом благодаря опыту и умению организовывать людей подполковник Горшков сумел сохранить основные силы. В этом же году он сумел спланировать и осуществить уникальную операцию – из окружения были выведены десятки тысяч мирных жителей, с которыми немцы планировали расправиться за помощь партизанам.
19 сентября того же года в освобождённом Орле генерал-майор Горшков принимал парад партизанкой славы, в котором прошли 2 тысячи бойцов. Но на этом война для него не закончилась. Теперь он был отправлен в Югославию – в числе тех, кто помогал Народно-освободительной армии страны бороться с фашистами. Однажды им удалось спасти от верной смерти маршала Иосипа Броза Тито.
После возвращения в Москву в конце 1944 года он много сил положил в борьбе с бандитизмом в тылу. После ухода в резерв МВД занимался общественной работой. Стал почётным гражданином Тулы и Брянска. У чекиста, диверсанта и разведчика в наградном активе было девять орденов и множество медалей, иностранные награды. Но вот звания Героя Советского Союза при жизни он так и не получил.
…В сентябре 2016 года на квартиру его старшей дочери Людмилы Анатольевны Локтионовой позвонили из ФСБ и попросили приехать в Тулу 8-го числа. За ней прислали машину. В здании УФСБ она увидела экспозицию, посвящённую своему отцу. А потом в недавно построенном суворовском училище Президент России вручил ей Звезду Героя России её отца – Анатолия Петровича Горшкова.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Значительную роль в том, чтобы это награждение состоялось, сыграл генерал-майор запаса ФСБ России Владимир Лебедев. Он почти 20 лет добивался этого сначала в СССР, потом в России. Уже как начальник УФСБ по Тульской области добился установления памятника тем, кто защищал город в самые страшные дни 1941 года. Одну из фигур композиции скульптор творил с портрета Горшкова.
Лебедев нашёл поддержку только у Героя России Алексея Дюмина, который в 2016 году стал временно исполняющим обязанности губернатора. 6 сентября вышел соответствующий Указ Президента. А через два дня дочь героя держала в руках Звезду отца-героя.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.