Найти тему
В кино с Варварой

Нестареющий фильм «Свадьба» 1944 г.: а комедия ли это?

Бывают безусловные шедевры. Черно-белый фильм «Свадьба» 1944 года режиссера Исидора Анненского по мотивам произведений А. П. Чехова – из их числа.

Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.
Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.

Эта кинолента вошла уже давно в золотой фонд отечественного кино. И до сих пор смотрится просто великолепно. Не устарела ничуть! А ведь прошло, шутка ли сказать, уже восемь десятилетий! Зрители же продолжают получать удовольствие от талантливой игры актеров и смеяться над комическими персонажами этого фильма.

Персонажи все комические. Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.
Персонажи все комические. Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.
 Она, провинциальная,  недалекая дурочка,  заслуживает простого человеческого счастья. Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.
Она, провинциальная, недалекая дурочка, заслуживает простого человеческого счастья. Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.

Но вот, что удивительно. Персонажи-то комические, а вот фильм комедией вряд ли является. Хоть и многие его таковым считают.

А вот мне «Свадьба» всегда навевает грусть. Почему? Попытаюсь объяснить.

Герои в «Свадьбе», бесспорно, почти все смешные, некоторые – нелепые.

Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.
Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.

А вот иных жаль до слез.

Например, невесту Дашеньку в исполнении молодой и прелестной Зои Федоровой. Ну, в чем, скажите, виновата эта глупая жеманница, эта «ватрушка со сметаной, претендующая на звание французской булочки»? Ведь и она, провинциальная, недалекая дурочка, заслуживает простого человеческого счастья. А ее вот так безжалостно предали, опозорили на весь уездный городишко.

Кто теперь Дашеньку замуж возьмет?

«ватрушка со сметаной, претендующая на звание французской булочки». Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.
«ватрушка со сметаной, претендующая на звание французской булочки». Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.

А маменька в гениальном исполнении Фаины Раневской… С виду она, конечно, неприятная такая, приземленная, расчетливая тетка. Но ведь тоже человек. Дочку свою любит. Собирала от всей души ей приданое – «пушинка к пушинке, ни одного перышка». А тут просто – как по душе ей проехал колесами несостоявшийся зять…

Дочку свою любит. Собирала от всей души ей приданое  – «пушинка к пушинке, ни одного перышка». Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.
Дочку свою любит. Собирала от всей души ей приданое – «пушинка к пушинке, ни одного перышка». Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.

Больше всего у меня вызывал всегда сочувствие эпизодический, но очень важный персонаж – старенький капитан Ревунов-Караулов. (Его, кстати, прекрасный, еще с дореволюционным стажем актер Николай Коновалов сыграл). Тот самый, которого позвали в свадебные генералы. Когда смотрю эпизод его осмеяния на свадебной пиру и, когда он после одиноко бредет по ночной улице (просто какая-то аллегория одиночества и отверженности), – не могу сдержать слез.

Невозможно слезы сдержать, когда смотришь, как старого капитана осмеивают. Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.
Невозможно слезы сдержать, когда смотришь, как старого капитана осмеивают. Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.

А еще последняя сцена выворачивает душу наизнанку и показывает истинный смысл фильма.

Помните, старого шарманщика, под аккомпанемент которого незадачливая свадьба превращается в хаос, рассыпается в пух и перья, как та бедная перина?

Вот он, этот  шарманщик. Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.
Вот он, этот шарманщик. Кадр из фильма "Свадьба" 1944г.

Вот этот шарманщик и не дает мне покоя. Уж очень тоскливо его пение.

И это ведь не зря.

Потому что обнаруживает истинный смысл этой только, на первый взгляд, веселой истории. Смысл подлинно чеховский.

О том, что печальна, бесконечно предсказуема и бессмысленна жизнь в захолустном городишке. О том, что нет в его жителях ни искры Божьей, ни смысла существования.

И смешны ли они от этого?

Кадры из фильма "Свадьба" 1944г.
Кадры из фильма "Свадьба" 1944г.

А вы, что об этом думаете, дорогие читатели?

Фото из открытых источников интернет.

Фотоколлаж авторский.