Найти тему
БКС Мир инвестиций

ООО, АО, ИП — в чем разница. Объясняем простыми словами

Открывая бизнес, человек должен выбрать форму собственности для его ведения. В России их несколько, в том числе ООО, акционерные общества и ИП. И у каждого из этих вариантов есть свои отличия.

В России по закону существует несколько видов правовых форм коммерческих организаций. К ним, например, относятся хозяйственные сообщества, крестьянские товарищества, унитарные юридические лица и т.д. Однако в этом тексте мы остановимся на самых популярных формах организации бизнеса — общество с ограниченной ответственностью (ООО), акционерных обществах (АО) и индивидуальных предпринимателях (ИП).

ООО

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это корпоративная коммерческая организация, уставной капитал которой распределен на доли между участниками. Причем эти люди не отвечают по обязательствам ООО и не несут риск убытков, связанных с ее деятельностью.

Такая форма регистрации юридического лица привлекательная тем, что у участников меньше рисков потерять свое имущество (например, машину или квартиру) или деньги: если ООО не сможет платить по счетам, учредители потеряют лишь свою долю, которую вносили в уставной капитал.

Но здесь стоит помнить, что в определенных ситуациях, допустим, когда были выявлены противозаконные действия, учредителя ООО могут привлечь к субсидиарной или уголовной ответственности.

У такой организации, согласно 88 статье ГК РФ, может быть от 1 до 50 учредителей, но не больше.

Минимальный размер уставного капитала — 10 тыс. руб. Учредители бизнеса могут вносить в него деньги или же предоставлять оргтехнику, оборудование, помещения и т.д. Однако если человек хочет внести имущество в уставной капитал, необходимо пригласить независимого оценщика, который определит его стоимость и составит соответствующий акт.

Доли между учредителями ООО распределяются в зависимости от того, сколько каждый внес в уставной капитал. Прибыль распределяется по тому же принципу: если человек вложил 30%, то его прибыль от деятельности организации также составит 30%.

При банкротстве компании уставной капитал можно использовать для погашения задолженности — в таком случае имущество, если оно туда входит, конфискуют и распродадут.

Какие документы нужны, чтобы открыть ООО:

Устав

Здесь должны быть прописаны названия, сведения о составе и компетенции органов организации, о местонахождении и размере уставного капитала. Кроме того, в уставе содержатся данные о правах и обязанностях участников, порядке и последствиях их выхода из ООО, о порядке перехода долей к другим лицам, а также информация о порядке хранения документов о том, как общество будет предоставлять информацию участникам и другим лицам.

Кстати, можно воспользоваться сервисом выбора типового устава для ООО, который есть на сайте ФНС.

Решение о создании юридического лица или протокол общего собрания учредителей

Первый документ нужен, если учредитель в компании один, второй — если их несколько.

Договор об учреждении ООО

Его стоит заключить, если учредителей несколько. Этот документ не обязателен для регистрации, однако налоговая может его запросить.

Заявление на регистрацию ООО

Документ должен быть подан по форме № Р11001 — с приложением можно ознакомиться здесь. При заполнении крайне важно быть внимательным, соблюдать нормы оформления и не допускать ошибок — это самая распространенная причина для отказа в регистрации. Еще важно не подписывать его заранее, поскольку подпись учредителей заверяет сотрудник ФНС.

Документ об уплате госпошлины

Ее размер составляет 4 тыс. руб. Скачать квитанцию можно по ссылке.

Уведомление о переходе на специальный налоговый режим

Нужно приложить, если учредители знают, что будут работать по упрощенной системе налогообложения (УСН) или применяя единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Документы, удостоверяющие личность учредителей (копии и оригиналы).

Акционерные общества

До 1 июля 2015 г. акционерные общества в России создавались двух форматов — закрытое (ЗАО) и открытое (ОАО). Однако после изменения законодательства такие организации стали делиться на публичные (ПАО) и непубличные (НАО).

Отметим, что ОАО и ЗАО, созданные ранее, никуда не делись. Они называются так же до тех пор, пока в учредительные документы не будут внесены соответствующие изменения.

Основное отличие акционерных обществ (АО) в том, что их уставной капитал разделен на определенное количество акций, где само АО несет ответственность по всем своим обязательствам, но при этом владельцы (или акционеры) не отвечают по обязательствам компании, а могут лишь нести убытки от снижения стоимости акций.

В акционерных обществах нет ограничения на максимальное количество участников. Поэтому, если компании необходимо привлечь дополнительное финансирование, она выпускает акции и привлекает новых акционеров.

Главный учредительный документ акционерного общества — устав, в котором прописаны основные положения:

• полное и сокращенное фирменные наименования

• местоположение

• информация об акциях и правах акционеров

• структура и компетенции органов управления АО, а также порядок принятия решений.

ПАО (публичное акционерное общество) — организация, акции которой можно свободно приобрести на рынке ценных бумаг. Ее открытость прописана в уставе компании, все действия должны быть максимально прозрачными — это отличительная особенность компании.

ПАО обязаны публиковать открытые финансовые отчетности, все размещаемые бумаги должны учитываться в специальном регистре, а решения заверяются документально.

Минимальный уставной капитал ПАО — 100 тыс. руб.

НАО (непубличное акционерное общество) — отличается от ПАО отсутствием открытости, акции не торгуются на бирже, а распределяются в закрытом кругу участников, которые указаны в уставных документах.

Формально максимальное количество участников НАО не ограничено, однако если их больше 50, то компании придется раскрывать годовую финансовую отчетность.

Как открыть акционерное общество:

Принятие решения об учреждении АО

Акционерное общество создают по решению одного учредителя или собрания учредителей. В нем фиксируется информация об учреждении общества, утверждении его устава, избрании органов управления, а также об утверждении регистратора и условий договора с ним.

Регистрация АО

В налоговую инспекцию подается заявление о регистрации в юрлица — форму можно заполнить онлайн. Потребуется прикрепить устав организации, выбрать способ налогообложения, а также оплатить госпошлину в размере 4 тыс. руб.

Эмиссия акций

При создании АО акции распределяются среди ее учредителей. Чтобы зарегистрировать выпуск, нужно утвердить решение и отчет о выпуске ценных бумаг, а затем отправить вместе с соответствующими документами в Банк России не позднее 30 дней с момента государственной регистрации АО.

ИП

Если человек хочет вести предпринимательскую деятельность, но не желает регистрировать для этого юридическое лицо, он может стать индивидуальным предпринимателем (ИП). Такая форма подойдет для бизнесмена, который собирается работать на себя.

ИП не надо прописывать устав, уставной капитал также не нужен. Однако имущество индивидуального предпринимателя неотделимо от личного, поэтому риск потери выше чем в ООО, где учредители не несут убытков, связанных с деятельностью организации.

Весь доход, который получает ИП, является личной собственностью физического лица, то есть он в любой момент может снять все деньги одним из трех способов:

• снять наличными

• перевести на личную карту

• вывести на корпоративную карту, привязанную к расчетному счету.

В ООО так делать нельзя. Средства для личного пользования можно выплатить в качестве зарплаты человеку, числящемуся в организации (при этом уплатив налоги и страховые взносы), выплатить дивиденды раз в квартал (облагаются налогом) или оформить заем учредителю.

ИП не обязан вести бухгалтерский учет, но налоговый — да, в зависимости от выбранной системы налогообложения. Кроме этого, индивидуальные предприниматели должны ежегодно уплачивать фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование (в 2024 г. — 49500 руб. за год). Также есть дополнительные взносы — 1% от доходов в 300 тыс. руб.

ИП, в отличие от ООО, ограничены в некоторых видах деятельности. К примеру, им нельзя заниматься частной охраной, производством лекарств и крепкого алкоголя, организацией азартных игр, авиаперевозками и другим.

Регистрация ИП

Зарегистрироваться в статусе индивидуального предпринимателя сейчас можно через сайт ФНС или Госуслуг (для этого необходимо наличие усиленной квалифицированной электронной подписи). Другой вариант — обратиться в МФЦ или налоговую инспекцию.

Что делать дальше:

• Определитесь с ОКВЭДом — это вид деятельности, которым планируете заниматься.

• Соберите пакет документов. При подаче онлайн не нужно оплачивать госпошлину, необходимо только заявление о государственной регистрации ИП по форме № Р21001, где указаны сведения о заявителе, соответствующий ОКВЭД и выбранный налоговый режим.

Если документы подаются лично, надо собрать: паспорт и его копию, заявление о госрегистрации, копию ИНН, квитанцию об оплате пошлины в размере 800 руб. и уведомление о применении УСН, если выбрана эта система налогообложения.

• Направьте документы в ФНС, где вас зарегистрируют как ИП и поставят на налоговый учет.

Больше полезной информации для инвесторов вы найдете на BCS Express.