В июле этого года Казахстанские железные дороги заключили соглашение с иностранными партнёрами, предусматривающее перевод национального парка локомотивов на работу на сжиженном природном газе (СПГ). Использование такого вида топлива - экологический тренд в сфере железнодорожного транспорта. СПГ сейчас тестируют в грузовом и пассажирском сообщении в разных странах. Планы по использованию «голубого топлива» на тяговом подвижном составе есть и у России.
Рамочное соглашение об использовании СПГ в качестве топлива для железнодорожных локомотивов в Казахстане подписали АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ), канадская энергетическая компания Condor Energies Inc. и американская корпорацией Wabtec (производитель локомотивов, который имеет свой завод в Казахстане). В планах партнёров - модернизация основного локомотивного парка КТЖ для использования экологичного топлива. Будут разработаны и новые «газовые» локомотивы.
Кроме того, для нужд инновационных поездов планируется нарастить объемы производства СПГ в стране. Так, в городе Актобе к 2026 году планируется построить завод по добыче природного газа. Он будет производить 120 тыс. тонн СПГ в год, что эквивалентно 450 тыс. литров дизельного топлива в день.
Национальный перевозчик ожидает, что использование СПГ в локомотивах увеличит скорость перевозки грузов за счет увеличения эксплуатационных диапазонов, сокращения времени транзита и снижения затрат на топливо и техническое обслуживание. Также удастся уменьшить выбросы парниковых газов железнодорожным транспортом.
В России поезда на природном газе (а также водородном топливе) планируют запустить в 2027-2028 годах. Об этом говорится в в годовом отчете РЖД за 2023 год.
История вопроса
Газ в качестве топлива для поездов начали тестировать много лет назад. Изначально речь шла о «гибридном» питании - от дизельного топлива (в частности, мазута) и природного газа. Так, первый в мире газотурбовоз мощностью 1600 кВт был построен в 1941 году фирмой Brown, Boveri & Cie в Швейцарии.
В СССР первый отечественный двухсекционный грузовой газотурбовоз появился в 1955 году. Его мощность составила 2574 кВт. Его современный «брат» - первый серийный российский локомотив на газомоторном топливе - начали тестировать в 2016 году на Свердловской железной дороге (СвЖД). Состав массой 9 тыс. тонн на участке Сургут – Войновка успешно преодолел отрезок в 700 км. Результаты показали, что по сравнению с маневровыми тепловозами на дизеле газотепловоз позволяет снизить удельные затраты на топливо на 24% в год. Тепловоз передали для эксплуатации в локомотивное депо Егоршино СвЖД.
Совершенствование техники и технологий (на замену тяжелому оборудованию пришла легкая и компактная энергетическая установка — газовая турбина) позволило увеличить мощность «газового» двигателя, нагрузку на локомотив и скорость движения. Поезда начали переводить на полную газовую тягу. В середине 2000-х такие составы начали тестировать в Австралии, Швейцарии, Германии, России. А в 2021 году первый в странах Балтии грузовой состав запустил эстонский оператор Operail. На тепловозе C36 переоборудовали топливный бак, а также установили дополнительные емкости для сжиженного природного газа и технических средств, обеспечивающих безопасную эксплуатацию. По данным разработчиков, единственный недостаток моторов, питающихся газом, состоит в том, что они слабее дизельных, однако до 80 км/ч разгонять состав способны.
Первые пассажирские поезда на газе появились в 2018 году в Испании. На двухвагонном дизель-поезде серии 2600 дизельное оборудование заменили на двигатель с СПГ. По прогнозам разработчиков, применение природного газа должно позволить значительно снизить уровень вредных выбросов и сократить затраты на топливо. В ближайшее десятилетие данный вид транспорта может полностью заменить привычные локомотивы.