Найти в Дзене
Гараж Гоголя

Будущее фур: как автономные грузовики спасут логистику и снизят цены на товары

Представь, что грузовики будущего сами развозят товары, а водители спокойно попивают кофе в придорожном кафе. Звучит, как фантастика, но нет — это реальность, которая уже стучится в ворота России. Если ты думаешь, что у нас в стране всегда хватит дальнобойщиков, есть новости: не хватит. И это не слухи, а прогнозы от Arthur Consulting — к 2030 году дефицит кадров в транспортной отрасли вырастет на 50%, а это минимум 15 миллионов человек. Причём проблема затрагивает не только логистов и диспетчеров, но и тех, кто за рулём фур.

Звучит пугающе, да? А теперь представь: ещё год назад логистические компании сообщали о том, что за последние пять лет дефицит водителей вырос с 15% до 21%. И это ещё не предел. Конец 2023 года ознаменовался нехваткой 60 тысяч дальнобойщиков, по данным компании ПЭК. Мало того, что ситуация не улучшается, так ещё и Ассоциация автоперевозчиков сообщила, что дефицит водителей категории CE к концу 2023 года прыгнул до 25%. И да, негативная тенденция, к сожалению, продолжилась и в 2024 году.

Сюрпризы продолжаются

Институт социально-политических исследований тоже не остался в стороне: 684 компании в их опросе заявили о нехватке водителей. У четверти компаний дефицит кадров превышает 30%. Ещё 123 компании признались, что у них не хватает 20–30 водителей, а 152 игрока рынка даже не могут закрыть 10–20 вакансий. Впечатляет, не правда ли?

Конечно, такой кадровый голод имеет свои последствия. Аналитики Arthur Consulting недвусмысленно говорят о значительных экономических потерях. Водителей нет — грузовики простаивают. Плюс расходы на подбор и обучение кадров взлетают до небес. Только за 2024 год затраты на эти нужды могут подскочить на 20–30%.

Почему так случилось?

Список причин длинный, но одна из главных — тяжёлые условия работы. Представь себе многодневные рейсы, бессонные ночи и постоянные стрессы. Да ещё и курьерская доставка растёт, привлекая водителей меньшими нагрузками и быстрыми деньгами. Но и это не всё: демографическая яма тоже играет свою роль. В России большинство дальнобойщиков — это мужчины в возрасте от 45 до 55 лет. А водителей младше 30 — всего 37%. Ну как тут не удивиться?

Есть ли выход?

Тут на сцену выходит автоматизация. Вот тебе реальный пример: Василий Жуков, заместитель генерального директора компании «ЭвоКарго», верит, что будущее за автономными грузовиками. Уже сейчас такие машины уменьшают зависимость отрасли от водителей, а в будущем смогут вообще заменить их на закрытых территориях: промзонах, складах и логистических центрах. Автономные грузовики могут ездить круглосуточно, не устают, не берут отпуска и не делают ошибок, связанных с человеческим фактором. Прикинь? Это значит, что проблема с водителями исчезает, а производительность логистики растёт. А чем быстрее доставляются товары, тем ниже их конечная цена для нас с тобой — потребителей. Хорошая новость, правда?

И это ещё не всё. Использование автономных машин снимает необходимость тратить деньги на поиск и обучение новых водителей, как и на контроль их здоровья, что, согласись, немаловажно на фоне роста затрат на персонал. Жуков убеждён, что благодаря автономной логистике компании смогут гибче адаптироваться к изменяющимся объёмам перевозок, чего с человеческими ресурсами достичь куда сложнее.

Так что дальше?

Автономные грузовики — это не просто тренд, это будущее, которое уже здесь. Если мы хотим увидеть транспортную отрасль без кадрового кризиса и с эффективной логистикой, нам нужно идти в ногу с технологиями. Может, скоро дальнобойщики переквалифицируются в операторов автономных машин? Кто знает!

А что ты думаешь о таком будущем? Поделись мнением в комментариях и не забудь подписаться на канал, чтобы не пропустить свежие новости из мира авто!

С вами был ваш Гараж Гоголя. До скорого!