Москва - третий Рим. Но точнее будет сказать Москва - второй Иерусалим.
18 октября 1657 года была освящена деревянная воскресенская церковь в присутствии царя Алексея Михайловича Романова - именно он, смотря на постройки обители с холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом - а холм тот стал Елеонским.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - ставропигиальный (крестовоздвиженский, т.е. со статусом независимости от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху - крест водружался патриархами собственноручно; правда, нюанс в том, что глава Московской епархии - сам же патриарх) мужской монастырь в Истре Московской области.
Основал его три с половиной века назад патриарх Никон, замыслив клон святых мест Земли Израильской под Москвой. Воскресенский собор возводился по по "сколам" чертежей Храма Гроба Господня в Иерусалиме и по его макету, полностью соблюдая обмеры, схемы помещений - с куполом, внутренней церковью и камнем. С востока к основному объёму собора, как и в Иерусалимском храме, примыкает подземная церковь-крипта Константина и Елены.
На начальном этапе строительства собора было скопировано расположение важнейших захоронений иерусалимского собора. В храме Гроба Господня находились легендарные захоронения Адама и первого ветхозаветного священника Мелхиседека - cимволично, что Никон завещал похоронить себя в именно там. Там, где в Иерусалиме погребены Готфрид Бульонский и Балдуин, в Новом Иерусалиме расположены гробницы патриархов, настоятелей и членов семей, причастных к Новому Иерусалиму, в т.ч. Сухово-Кобылиных (писал как-то одну из историй про них) и Суворовых.
Переименовали и построили и переделали вокруг всё - холмы донасыпали, храмы построили, реку Истру переименовали в Иордан. Перестройка шла непросто - требовалось огромное количество квалифицированных мастеров и подсобных рабочих, в т.ч. из отдалённых вотчин - крестьяне в своих челобитных жаловались, что оторванные от дома, они лишены возможности заниматься собственным хозяйством - вобщем, ребят из Средней Азии тогда завозить было не принято, а собственный народ использовать в коммунальном и феодальном режиме умели всегда.
В год закладки Воскресенского собора, в 1658, Никона удалили из Москвы и до конца 1666 года патриарх стал "директором" стройки Нового Иерусалима и уже был даже архитектор Нового Иерусалима - Пётр Заборский
золотых, серебряных и медных ... и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель...
Никон, внеся раскол в церковь (всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме), что называется достал царя, к тому же назывался "великий государь" и разработал концепцию «священство выше царства»:
«Духовная власть, как высшее начало, должна руководить светскою властью, которая, как низшая, обязана слушаться и подчиняться власти духовной ... так как законы и правила церкви ... святы, непогрешимы ... и должны быть всегда ... основою ... для государства»
в 1666 году у монастыря отняли часть вотчин, хотели все - признав незаконно переданными - но РосРеестр тех лет сделки старые одобрил и возврат не разрешил.
В 1679 новый царь, Фёдор Алексеевич, стройку продолжил и земли старые и новые вновь передал, а в 1681 Никона похоронили у Воскресенского собора.
В 1723 году обрушился шатёр ротонды собора - его долго не восстанавливали, и только к 1741 году начали работы, при этом к землям добавили новые владения. К проекту подключили самого архитектора Растрелли - он предлагал делать шатёр из кирпича, но Архимандрит Амвросий затеял с ним спор - дескать, это ненадёжно, и в Иерусалиме он из дерева. Так они и спорили, на чём шатёр лучше - на кирпиче или дереве, видимо церковник лучше знал, чем архитектор, что надёжнее, тем более так деды завещали. Хотя в других делах осторожность церковника была разумна, но чревата для него (он погиб трагической смертью, растерзанный толпою при возмущении народа во время чумы, свирепствовавшей в Москве - он запечатал короб для приношений иконе и убрал её во избежание скоплений народа и дальнейшего распространения чумы(в народе распространялось поверье в чудотворность иконы и исцеление от «моровой язвы»). Дикий народ, дети лесов...
Но тогда церковные заповеди победили научные расчёты и по второму проекту Растрелли сохранялись уцелевшие конструкции и возводился шатёр из дерева.
Через сотню лет после основания, к 1764 году Новый Иерусалим владел полутора десятками тысяч мужиков и землями на пару сотен квадратных километров (на самом деле - примерно как четверть Москвы в пределах МКАД), а после упразднения монастырских земель Новый Иерусалим территории уменьшились на три порядка.
А ещё через пару сотен лет в 1941 Воскресенский собор был взорван и восстанавливался десятки лет. Не без проблем - критике подверглась форма купола, выявлено увеличение высоты главы, а по заключению расширенного заседания сектора древнерусского искусства ВНИИ искусствознания в 1984 году, восстановленная глава собора «не имеет ничего общего ни с одной главой XVII века».
В конце 1970-х годов трест «Мособлстройреставрация» разработал проект восстановления шатра ротонды с использованием металлоконструкций, сделали макет - он тоже не зашёл, высота его была ниже, формы не сохранялись, света было мало, покрытие было из листового коррозирующего железа. Восстановление Нового Иерусалима стало предметом общественной дискуссии, в результате макет был разобран, начались работы по восстановлению шатра по другому проект и к ноябрю 2019 года реставрация Нового Иерусалима объявили законченной, а патриарх ездит (летает) сюда регулярно...
Похож ли он на Иерусалим, Может ли и должен ли он быть похожим внешне или только лишь концепцией? И должен ли он что-либо вообще? Не буду судить, но лишь скажу, что при первом взгляде он поражает размерами и деталями. И здесь есть что посмотреть (и не только на толпы паломников и восстановленную архитектуру).