Найти в Дзене
Новый человек

Юнгианская психотерапия: путь к себе через сны

Термин «индивидуация» Юнг начал использовать только с 1921 года, хотя зачатки этой идеи можно проследить ещё в его докторской диссертации.

В этой работе, озаглавленной «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов», Юнг попытался объяснить свои наблюдения за медиумом, который утверждал, что взаимодействовал с духами во время спиритических сеансов.

Чтобы объяснить это, Юнг выдвинул гипотезу, что проявление этих духов было результатом «отколовшихся личностей», которые дремали в бессознательном медиума, но которые каким-то образом были доведены до её сознания актом сеанса.

Вместо того чтобы признать, что эти «отколовшиеся личности» возникли изнутри, из реальности её психики, медиум верила, что они были духами, проявляющими себя из сферы, независимой от неё.

✅ Изучая психику, Юнг пришёл к выводу, что общение с медиумом было лишь одним из примеров более общего явления. У каждого из нас есть бессознательные компоненты, которые дремлют в нашей психике.

Как объясняет Джоланда Якоби в своей книге «Путь индивидуации», Юнг неустанно работал над созданием методологической процедуры, чтобы привлечь эти компоненты к сознанию и связать их с эго, чтобы реализовать «большую личность», которая потенциально присутствует в каждом человеке.

 Процесс индивидуации происходит естественным образом и не требует инициативы со стороны индивида
Процесс индивидуации происходит естественным образом и не требует инициативы со стороны индивида

Согласно Юнгу, процесс индивидуации происходит естественным образом и не требует инициативы со стороны индивида. С возрастом глубина и сложность нашего сознания увеличиваются, независимо от того, стремимся ли мы к этому осознанно или нет.

✅ Однако естественный процесс индивидуации часто останавливается или развивается таким образом, который не способствует психическому здоровью. Когда это происходит, для нашего благополучия крайне важно возобновить этот процесс и вернуть его в здоровое русло развития. Содействие естественному процессу индивидуации является главной целью юнгианской психотерапии.

Чтобы понять естественный процесс индивидуации, который происходит сам по себе, и более сознательный способ индивидуации, который предлагает юнгианская психотерапия, можно провести аналогию с физическим развитием человека. Наши тела растут и развиваются без нашего сознательного участия.

Однако мы можем активно способствовать своему физическому развитию, занимаясь спортом и правильно питаясь. Аналогично, мы можем активизировать развитие своей психики, принимая определённые меры, которые ускоряют естественный процесс индивидуации.

Юнг писал о разнице между естественным процессом индивидуации, который происходит бессознательно, и тем, который реализуется сознательно: «В первом случае сознание никуда не вмешивается; конец остаётся таким же тёмным, как и начало. Во втором случае выявляется столько тьмы, что личность пронизывает свет, и сознание обязательно приобретает объём и проницательность».

Лучший способ ускорить индивидуализацию — это записывать и анализировать свои сны в течение длительного времени. Юнг находился под влиянием работ Зигмунда Фрейда о сновидениях, но его взгляды эволюционировали и в конечном итоге стали фундаментально отличаться от взглядов Фрейда.

Лучший способ ускорить индивидуализацию — это записывать и анализировать свои сны в течение длительного времени
Лучший способ ускорить индивидуализацию — это записывать и анализировать свои сны в течение длительного времени

И Юнг, и Фрейд соглашались, что сновидения являются продуктом бессознательного. Однако они расходились в понимании того, что именно бессознательное выражает через наши сны.

Роберт Хоптке писал о взглядах Фрейда: «Для Фрейда сновидение было психологическим механизмом, который функционировал для сохранения сна, выражая и тем самым исполняя неприемлемые, бессознательные желания в замаскированной форме».

Утверждение Фрейда о том, что сновидения являются замаскированным выражением бессознательного, Юнг считал несостоятельным. Согласно Юнгу, сны не скрывают ничего, а являются неприкрытыми и спонтанными символическими репрезентациями бессознательного. Он писал:

«Наши сны подобны окнам, которые позволяют нам заглядывать внутрь или прислушиваться к тому психологическому процессу, который постоянно происходит в нашем бессознательном».

Берегите себя

Всеволод Парфёнов