Найти тему

Премьера «Спящей красавицы» в Большом состоялась. Сезон открыт.

Спектакль, вернувшийся в репертуар в оформлении Симона Вирсаладзе 1973 года, оставил у меня неоднозначное впечатление. Я точно не была поражена или вдохновлена происходившим на сцене. Зритель, любящий балет и испытывающий восторг от некоторых постановок и артистов, во мне затронут не был. Исключением стали только танцы Феи Сирени Алены Ковалевой и Карабос Дениса Савина. Я наблюдала за

происходящим с интересом ученого-естествоиспытателя. Который озадачен тем, удачно пройдет эксперимент или так себе. Моя оценка – так себе.

Для начала, с позиции сегодняшнего дня, я оценила оформление С. Вирсаладзе как спорное и во многом устаревшее, слишком тесно связанное с веяниями и тенденциями своего времени. Замечательный театральный художник, Вирсаладзе многое сделал в балете в 1960-1970х. Но не стоит забывать, что с тех пор прошло несколько десятилетий. Не все, созданное даже большими мастерами, становится классикой вне времени. Мне понравилось большинство костюмов, хотя некоторым явно не хватило блеска и декора (например, скудно обшитому блестящими лоскутами колету Голубой птицы или однотонному серебристому платью Королевы). Удались и выглядели максимально органично платья и камзолы в духе русской балетной традиции – в меру связанные с эпохой, отвечающие духу спектакля, не отягощенные излишним бытоподобием. Также мне приглянулись пачки Авроры, фей, камней. А вот декорации не приглянулись вовсе, потому что, по моим ощущениям, совершенно морально устарели. Выглядели они аскетично, если не сказать бедно и уныло. Поразило то, что визуальное решение включало лишь расписные задники, лестницу на заднем плане и ничего более! Причём задники эти написаны крупным мазком, без детализации, а тона выбраны глубокие и даже мрачные. Чего только стоила декорация (видимо, изображающая лес, которым зарос дворец) в третьей картине, в черной и кроваво-красной гамме, с большим черным пятном, сильно похожим на паука, посередине. Грустной была и тряпичная решетка, закрывшая дворец в третьей картине. Грустно, хотя и отчасти романтично, выглядели темно-зеленые кущи в первой картине. С падуг всю дорогу свисали однотонные серо-лиловые драпировки, таким же лиловым были задрапированы кулисы. Не о такой «Спящей» я мечтала, чтобы признать ее настоящей красавицей... Возможно, сказались годы, в течение которых мы в Питере смотрим этот балет в оформлении Всеволожского. Вот уж где идеально сочетаются имперское великолепие и сказочная атмосфера.

О хореографическом содержании и драматургии спектакля выскажусь точечно. «Спящая красавица» Ю. Н. Григоровича - авторская версия, и этим все сказано. Главные шедевры сочинения Петипа (и отчасти Лопухова, первого и главного реставратора данного спектакля) сохранены. В их числе: вариации фей Пролога, вальс, вариации Авроры, адажио с четырьмя кавалерами, па де де последнего акта, камни и ряд других эпизодов. Все, что отредактировано, сообразно вкусу и восприятию постановщика, и не поддаётся, на мой взгляд, объективному анализу. Было бы странно, если бы главный советский балетмейстер не сделал для главного театра страны свою «Спящую», хотя трудновато при этом причислить Григоровича к большим специалистам по классике. Но мы имеем то, что имеем. Отмечу, что автор сделал свой спектакль двухактным, практически упразднив сцену охоты и сократив третью картину, что мне лично вполне понравилось. Получился компактный спектакль длительностью чуть более 2,5 часов. 

Что касается исполнения, то тут моим абсолютным фаворитом стала Алена Ковалева. Столько в ее Феи Сирени было балеринской грации, столько благородства, что мне просто хотелось плакать от счастья. Про отличную технику и прекрасно выполненную серию больших туров в первый арабеск и аттитюд поочередно я вообще молчу. Ровно настолько же, насколько меня покорила Ковалева - Сирень, разочаровала Елизавета Кокорева – Аврора. В первую очередь, бросились в глаза залихватские экарте и панше с ногой на 185 градусов. И балерина не поднимала ногу в позу, а задорно забрасывала. Но, позвольте, это же юная принцесса, а не участница соревнований по гимнастике, не веселая и находчивая героиня современного балета. Считаю, что на уровне Большого театра, когда танцовщица исполняет ведущий репертуар, ей (или с ней) нужно работать над сутью образа, деталировкой, нюансами, воспитывать чувство позы и тщательно продумывать каждую линию. Мне всего этого категорически не хватило. И впечатления эта Аврора на меня не произвела совершенно никакого, несмотря на достойный технический уровень.

Также не поразил, но в ином смысле, Артем Овчаренко – Дезире. Мне показалось, что артист не полностью вошел в форму, выглядел грузновато и несколько напряженно, несмотря на идеальную подачу, прекрасное партнерство и крайне обаятельную улыбку. Кроме того, он удивительным образом напоминал Николая Цискаридзе на закате карьеры. Во входной вариации все движения и рисунок как будто были созданы для Николая Максимовича. Избавиться от дежа вю не удалось до самого конца спектакля. Для меня Овчаренко потерялся за тенью знаменитого предшественника.

Вторым артистом после Феи Сирени, поразившим меня в хорошем смысле этого слова, стал Денис Савин - Карабос. Ожидался в этой партии любимый мной Михаил Лобухин, но замена принесла массу радости. Карабос у Савина излучала мощную энергию и просто приковывала к себе взгляд. Каждый жест, мимика и танец - все красило спектакль, придавало его мерному течению необходимую остроту. Это было просто здорово, блестящая актёрская работа!

В целом, я больше осталась довольна самим фактом того, что увидела в режиме онлайн открытие сезона в Большом, чем спектаклем. От этого театра и знакового премьерного вечера я ожидала большего.

P. S. Приятной неожиданностью стало своевременное начало, несмотря на то, что за пультом стоял маэстро Гергиев, известный своими экстремальными опозданиями.

P. P. S. С сожалением я наблюдала, как во втором акте качество HD пропало и возвращалось лишь эпизодически. Казалось бы, все у нас есть, и технологии, и специалисты, но что-то пошло не так... Видимо, организаторам подобных показов еще есть, над чем работать. В любом случае, я им благодарна за возможность увидеть это замечательное событие. С которым всех поздравляю!

Источник фото: www.vk.com. Официальная страница Большого театра России.