Найти тему
Art Review

Реализм Франсиса Пикабия.

Как писал Пикабия: «Картины, которые я создавал в марте 1942 года, отличались такой точностью и настолько живыми цветами, что обидчивые критики, увидев их, восклицали: «Но это же фотография!» Именно так, господа, это была мгновенная фотография в красках Неведомого. Эти картины могли бы быть самыми «представительными» и наименее «абстрактными» в мире, но они излучали «ауру», загадочное и завораживающее сияние, которое невозможно уничтожить или описать словами».

Франсис Пикабия (1879–1953) «Четыре женщины у воды», около 1942 года Холст, масло. 106 x 75,5 см (41,75 x 29,75 дюйма)
Подпись: Франсис Пикабия (в левом нижнем углу)
Написано около 1942 года
Частная коллекция
© фото Sotheby's
Франсис Пикабия (1879–1953) «Четыре женщины у воды», около 1942 года Холст, масло. 106 x 75,5 см (41,75 x 29,75 дюйма) Подпись: Франсис Пикабия (в левом нижнем углу) Написано около 1942 года Частная коллекция © фото Sotheby's
Примечание к каталогу Sotheby's:
«Четыре женщины у воды» — это тонкая работа Франсиса Пикабия среди его серии ультра реалистичных портретов женщин 1940-х годов. Эта картина особенно примечательна своим натуралистическим стилем, который художник исследовал с начала Второй мировой войны.


Находясь в свободной зоне, в районе Гольф-Жуана, Франсис Пикабия начал выражать нетрадиционную современность, находясь на грани между жанровой сценой и эротическим нюдом, тем самым разрывая со своими ранними фигуративными картинами.

Карьера Пикабия определяется разрывами. «Четыре женщины у воды» не является исключением и прекрасно иллюстрирует яркий период в творчестве художника.

Отказавшись от прозрачности, эта картина с менее контрастными тонами и сильным реализмом соблазняет взгляд зрителя. Высокая линия горизонта погружает зрителя в сцену, наполненную мягкостью и чувственностью.

  • Франсис Пикабия. Каталог Резон. Том IV (1940–1953). Брюссель, 2022. С. 49.

Картина «Четыре женщины у воды» продолжает хранить в себе некую тайну. Хотя тема купания в бухте и купальные костюмы на женщинах ассоциируются с почтовыми открытками, которые Пикабия любил в начале своего творческого пути, в этом произведении также присутствуют намёки на менее скромную и более эротичную современность.

Франсис Пикабия был не только художником, но и поэтом, и типографом. Он оставил значительный след в истории искусства и культуры.

Франсис Пикабия родился под именем Франсис-Мари Мартинез де Пикабия. Он был связан с различными художественными направлениями, включая кубизм, абстрактное искусство, дадаизм и сюрреализм.

Одной из его известных работ является картина «Девушки у воды», которую можно сравнить с другими работами художника, такими как «Ню сидя» или «Ню со спины». В этих работах Пикабия изображал обнажённых женщин, вдохновлённых фотографиями, которые были опубликованы в эротических журналах в 1930-х годах.

Пикабия изобрёл жанр, который примирял двух врагов фигуративного искусства XIX века — живопись и фотографию. Он скрупулёзно соблюдал композицию и световые эффекты исходной фотографии, но решил основать свою новую эстетику на визуальных кодах и гламуре популярной культуры своего времени. Таким образом, он предвосхитил великий разрыв, который был предложен Энди Уорхолом и американским поп-артом в начале 1960-х годов.

В 1894 году Пикабия финансировал свою коллекцию марок необычным способом. Он скопировал коллекцию испанских картин, которая принадлежала его отцу, заменив оригиналы копиями. Отец ничего не знал об этом, а оригиналы Франсис продал.

В том же году Пикабиа женился на Габриэль Буффе. Около 1911 года он присоединился к группе художников, собиравшихся в мастерской Жака Вильона в Пюто – пригороде Парижа на западных окраинах. Там он подружился с Марселем Дюшаном и сблизился с Гийомом Аполлинером. В группу также входили Альбер Глез, Роджер де Ла Фреснен, Фернан Леже и Жан Метцингер.

В 1913 году Пикабиа стал единственным представителем кубизма, который лично посетил выставку Armory Show. Альфред Стиглиц организовал для него персональную выставку в своей галерее 291. С 1913 по 1915 год Пикабиа несколько раз ездил в Нью-Йорк, где активно участвовал в авангардных движениях и знакомил Америку с современным искусством.

Когда он прибыл в Нью-Йорк в июне 1915 года, это была всего лишь остановка на пути на Кубу, где он планировал купить патоку для друга. Однако город его очаровал, и он задержался там. Журнал 291 посвятил ему целый выпуск, он познакомился с Ман Реем, Габриэль присоединилась к нему, Дюшан тоже был рядом. В это время он столкнулся с проблемами из-за наркотиков и алкоголя, и его здоровье пошатнулось.

Он страдал от отёков и тахикардии. Жизнь в Нью-Йорке сильно изменила его. Эти годы можно назвать протодадаистским периодом в творчестве Пикабиа. В это время он создавал «механические портреты».

Позже, в 1916 году, находясь в Барселоне в кругу беженцев-художников, среди которых были Мари Лоренсин, Роберт и Соня Делоне, он начал издавать свой известный дадаистский журнал под названием 391. Он основывался на периодическом издании Стиглица и продолжал выпускать журнал вместе с Марселем Дюшаном в Соединённых Штатах.

В Цюрихе Пикабиа искал лечения от депрессии и мыслей о самоубийстве. Там он познакомился с Тристаном Тцарой, чьи радикальные идеи сильно повлияли на него.

Вернувшись в Париж со своей возлюбленной Жермен Эверлинг, Пикабиа оказался в центре движения дада. В то время в городе собирались Андре Бретон, Поль Элюар, Филипп Супо и Луи Арагон, чтобы обсудить свои идеи в баре Certa, который находился в проходе д'Опера.

Пикабиа был известен своим провокационным поведением, и его возвращение домой не осталось незамеченным. Он продолжал участвовать в движении дада до 1919 года в Цюрихе, а затем и в Париже. Однако вскоре он отошёл от него и увлёкся сюрреалистическим искусством.

В 1921 году Пикабиа опубликовал книгу «Cannibale», в которой раскритиковал дадаизм. В 1924 году он выпустил личную критику на Бретона в последнем номере 391.

В том же году он снялся в сюрреалистическом фильме Рене Клера «Антракт». В этой картине он стрелял из пушки, стоя на крыше. Фильм был снят в качестве интермедии для авангардного балета Пикабиа «Relâche», который был представлен в Театре Шанз-Элизе под музыку Эрика Сати.

В 1925 году художник вернулся к фигуративной живописи. В 1930-х годах он стал близким другом Гертруды Стайн.

В начале 1940-х годов он переехал на юг Франции. Там он создал серию картин на основе обнажённых фотографий из французских журналов для девушек, таких как Paris Sex-Appeal. Эти картины были выполнены в ярком стиле, который, казалось, подрывал традиционную академическую обнажённую живопись.

Некоторые из этих работ попали к алжирскому торговцу, который продал их. Так Пикабия стал украшать бордели по всему Северу Африки во время оккупации.

Перед окончанием Второй мировой войны он вернулся в Париж, где продолжил заниматься абстрактной живописью и начал писать стихи. Весной 1949 года в Париже в галерее Рене Друэ прошла большая ретроспектива его работ.

Франсис Пикабия скончался в Париже в 1953 году и был погребён на кладбище Монмартр.