Взрослые любят рассуждать о самооценке подростков, это добавляет значимости в собственных глазах. Некоторые даже пытаются её корректировать, в основном силовыми методами.
Только всё это пустое.
Корректировать пытаются то, ЧЕГО ПОКА НЕТ.
САМООЦЕНКА – это ЗНАНИЕ о себе и ОЦЕНКА СЕБЯ относительно этого знания.
Даже взрослые мало что знают о себе, больше догадываются, что уж говорить о подростках. Более или менее они знают то, что могут видеть, непосредственно наблюдать, в частности – собственное тело и свои физические возможности. Ненаблюдаемые явления, в том числе относящиеся к внутреннему миру человека, остаются за гранью их восприятия и, соответственно, знания.
«Я – умный, у меня разряд по шахматам» - говорит подросток психологу (реальный случай).
Тогда почему сверстники не торопятся звать тебя в свою компанию, игнорят или того хуже – смеются над тобой? А всё потому, что «знание» человечка о себе («умный») – это и не знание вовсе, а предположение. К тому же не выдержавшее столкновения с действительностью. И так во всём! Всё, что подросток «знает» о себе, это не более чем набор разрозненных сведений, почерпнутых извне, но большей частью – собственных представлений.
С оценкой себя дело обстоит не лучше, чем со знанием.
Логическое, основанное на понятиях, мышление подростка только формируется, поэтому надеяться на адекватную оценку чего-либо не приходиться.
Выходит, тупик? Отнюдь!
В немалой степени подростка выручают ЭМОЦИИ.
Эмоциональная сфера всегда активна, развивается она с рождения и к 12-14 годам вполне может адекватно выполнять свою важнейшую функцию, оценочную.
Так в дело вступает ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ или попросту САМООТНОШЕНИЕ – надежнейший индикатор душевного благополучия и личностного развития подростка. Именно оно, САМООТНОШЕНИЕ даёт в пределе САМООЦЕНКУ, когда эмоциональна оценка себя в какой-то момент оказывается подкреплённой осмысливанием себя, своих поступков и происходящего вокруг.
Понять, как работает самоотношение довольно легко. Например, нетрудно заметить, что при всей своей «безбашенности» (здесь - отсутствие толерантности, нетерпимость к чужому мнению) подросток может довольно спокойно выслушать весьма нелицеприятное в свой адрес.
«Ты – вор, ты украл у меня из сумки деньги!» кричит рассерженная мать (реальный случай). А тому – хоть бы что! Стоит, ухмыляется. Хотя оценка значимого взрослого, вроде бы, не последняя вещь в сценарии взросления и становления морально-нравственного облика. Так в чём же дело?
Да просто подросток не идентифицирует себя с воровством, поэтому ему пофиг материнские слова. Это – не о нём!
Однако, попробуйте сказать то же самое подростку, относящемуся к себе, как к вору – такие пока встречаются, к счастью. Реакция будет куда более бурной, ибо .. стыдно (реальный случай).
Итак, отношение подростка к себе, дамы и господа.
Это то, ради чего вы стараетесь денно и нощно. Стараетесь вырастить кого-то стоящего, личностно развитого и при этом успешного в жизни. Тернистый путь, а временами просто болезненный, даже руки опускаются. Но самоотношение ребёнка подскажет, не соврёт, насколько вы в этом деле преуспели. Пользуйтесь!