Подлежит ли мобильная установка для обезвреживания отходов постановке на государственный учет как объект НВОС II категории?
Отвечает юрист Центра Кравченко Екатерина:
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно п. 10.2 указанной статьи Градостроительного кодекса РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Таким образом, необходимо различать объекты капитального строительства и некапитальные строения, сооружения.
При этом к некапитальным строениям сооружениям относятся строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений.
В соответствии с п. 2.1 ИТС 9-2020. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Утилизация и обезвреживание отходов термическими способами (утв. Приказом Росстандарта от 23 декабря 2020 г. № 2181) по возможности передвижения установок можно выделить: мобильные, передвижные установки, не имеющие прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик оборудования включенного в их состав, и стационарные установки - объекты, которые прочно связаны с землей и их перемещение влечет несоразмерный ущерб их назначению.
Таким образом, установки по обезвреживанию отходов по возможности их передвижения включают в себя следующие виды:
- мобильные, передвижные установки – объекты, не имеющие прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик оборудования, включенного в их состав;
- стационарные установки - объекты, которые прочно связаны с землей и их перемещение влечет несоразмерный ущерб их назначению.
При этом можно сделать вывод о том, что мобильные, передвижные установки по обезвреживанию отходов представляют собой некапитальные сооружения.
На основании изложенного, установка по обезвреживанию отходов производства и потребления признаётся мобильной, передвижной при соблюдении следующих условий:
- установка не имеет прочной связи с землёй;
- конструктивные характеристики установки позволяют осуществить её перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик оборудования, включенного в её состав.
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относящиеся к объектам I - III категорий, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно абз.абз. 14, 52 ст. 1 указанного Федерального закона под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
При этом под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
На основании изложенного, к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, относятся:
- объекты капитального строительства и другие объекты, оказывающие воздействие, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
- совокупность объектов капитального строительства и других объектов оказывающие воздействие, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
При этом для отнесения совокупности объектов к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее — Объект НВОС), необходимо установить следующие обязательные признаки:
- объединение объектов единым назначением;
- неразрывная физическая или технологическая связь объектов;
- расположение объектов в пределах одного или нескольких земельных участков;
- наличие от конкретного объекта воздействия, последствия которого приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Объект НВОС может включать несколько источников негативного воздействия и должен удовлетворять требованию территориальной связанности.
Хозяйствующие субъекты самостоятельно принимают решение:
- об отнесении используемых объектов к категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- об определении в качестве объекта негативного воздействия совокупности объектов и (или) отдельных самостоятельных объектов.
Таким образом, постановка на государственный учет нескольких объектов, находящихся на одной промышленной площадке в качестве самостоятельных объектов, предусмотрена действующим законодательством.
При этом критерием для постановки данных объектов на государственный учет в качестве единого объекта является наличие между ними неразрывной физической или технологической связи.
Необходимо отметить, что по мнению Росприроднадзора, изложенном в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 мая 2019 года № СР-04-05-32/14600 «О необходимости прохождения государственной экологической экспертизы» существуют два альтернативных признака объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих):
- единое назначение;
- неразрывная физическая или технологическая связанность.
Под неразрывной технологической связью Росприроднадзор понимает существенную затрудненность или невозможность функционирования предприятия без другого объекта.
Также следует отметить, что в соответствии с п. 1 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2022 г. № 830) (далее – Правила) данные Правила определяют порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 33 Правил при включении сведений об объекте в государственный реестр объекту присваиваются код объекта в государственном реестре и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с Критериями отнесения объекта к объектам I, II, III и IV категорий (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2398) (далее – Критерии), в государственном реестре создается запись об объекте.
В соответствии с п. 34 Правил в случае если объект соответствует нескольким критериям отнесения объекта к объектам I, II, III и IV категорий, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категорий, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.
На основании изложенного, категория единого объекта (совокупности объектов) определяется по наибольшей категории для всех объектов, входящих в единый объект (совокупность объектов).
При этом категория самостоятельных объектов, не объединенных в единый объект (совокупность объектов), определяется индивидуально для каждого самостоятельного объекта.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.
В соответствии с подп. 12 п. 1 Критериев осуществление на объекте НВОС деятельности по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся:
- утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления термическим способом (сжигание, пиролиз, газификация) с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок: отходов I - III классов опасности; отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);
- утилизации, обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок: отходов I класса опасности (с проектной мощностью 0,1 тонны в час и более); отходов II класса опасности (с проектной мощностью 0,3 тонны в час и более); отходов III класса опасности (с проектной мощностью 1 тонна в час и более);
- обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более), за исключением мобильных установок - является критерием отнесения такого объекта к I категории НВОС.
В соответствии с подп. 23 п. 2 Критериев осуществление на объекте НВОС деятельности по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся:
- утилизации, обезвреживания отходов IV и V классов опасности с применением термических способов (сжигание, пиролиз, газификация) (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);
- утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления (кроме применения термических способов) с применением оборудования и (или) установок: отходов I класса опасности (с проектной мощностью менее 0,1 тонны в час); отходов II класса опасности (с проектной мощностью менее 0,3 тонны в час); отходов III класса опасности (с проектной мощностью менее 1 тонны в час);
- обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов IV и V классов опасности с применением оборудования и (или) установок (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);
- утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления с применением мобильных установок - является критерием отнесения такого объекта ко II категории НВОС.
Таким образом, деятельность по обезвреживанию отходов признаётся деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
При этом необходимо отметить, что согласно подп. 23 п. 2 Критериев обезвреживание отходов производства и потребления осуществляется с применением мобильных установок.
Необходимо отметить, в действующем законодательстве определение мобильной установки не закреплено.
При этом под мобильной установкой целесообразно понимать сооружение, не имеющее прочной связи с землей и конструктивные характеристики которой, позволяют осуществить ее перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
Согласно подп. 5 п. 6 Критериев осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV данного документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV Критериев, является основанием для отнесения объекта к III категории.
На основании изложенного, мобильную установку для обезвреживания отходов, подлежит постановке на государственный учет объектов НВОС как объект II категории.
Стоит отметить, что государственный реестр объектов НВОС содержит информацию о постановке природопользователями на учет мобильной установки для обезвреживания твердых отходов, как объекта НВОС II категории.