Найти в Дзене
СВОЛО

Яблоко от яблони недалеко падает

Вы не представляете, читатель, как морально тяжело быть принципиальным… Логика натурокорёжений в живописи от «не как живое» вплоть до беспредметности выглядит выдержанной, если предпоследней станцией в этом пути считать супрематизм Малевича, у которого предметов уже нет (геометрические фигуры – не предметы), а пространство (ближе, дальше) ещё есть. Ну и логично представление, что по пути этому идут не, как формалисты представляют, во имя Свободы, т.е. очень бодрые и энергичные бунтари, а во имя бегства из Этого скучного-прескучного мира вообще в принципиально недостижимое метафизические иномирие. – Так придерживаться этой логики очень трудно, если ты выглядишь отщепенцем от общего (формалистского) мнения. И иметь психологическое обоснование своего мнения в виде идеи Выготского, что есть такое явление, как подсознательный идеал (никем из учёных в науке об искусства для практики не принятое), отщепенство только усугубляет. Хоть идея и здорово объясняет отличие слов художников от их дел. Например, по словам Малевич тяготеет к анархии. И это – ультрареволюционность. А его «Чёрный квадрат» – полное поражение от действительности. Как такое возможно? – Очень просто: если подсознательный идеал иномирия не дан сознанию. И только каким-то искажённым эхом это всененавистничество отдаётся в поведении вне творчества:

«…Малевич не нравился. Он был весь какой-то квадратный, с бегающими неприятными глазами, неискренний, самовлюбленный, туповато односторонний…» (https://www.facebook.com/vkhutein/).

Но пишу я не о Малевиче, а о его супрематическом последователе Эле Лисицком. И никаким поиском мне не удаётся найти, чтоб кто-то того разоблачил, как притвору.

А я считаю, что одно дело – открыть для себя супрематизм, а другое – принять его и приделать, как и Малевич – по формалистски – революционное качество.

«17 декабря 1919 праздновался юбилей Комитета по борьбе с безработицей. Общий замысел оформления принадлежал Малевичу и Лисицкому, причем именно Лисицкий в большей части заведовал процессом становления утилитарного направления супрематизма. И несмотря на протесты исполнителей, знамена, росписи, декорации театра в котором проходили лекции – были приняты рабочими с восторгом. Именно на это и надеялись устроители оформления. Супрематизм пошел «в народ»» (Там же).

А что взвинченному революцией и гражданской войной народу? – В самом же деле новизна…

Поэтому пословицу: «яблоко от яблони недалеко падает», - я в применении к Лисицому понимаю, как притворство. Подпитываемое недовольством, что военный коммунизм очень не похож на перспективу, пусть и в будущем, на самоуправление, что и есть коммунизм. Но… В Витебске есть, что есть, и есть, чем топить. И рабочие на сумасшедшее новаторство клюют… Можно даже темно думать про себя, что ты человек искренний, раз ТАК во всём разочарован и, вот, самовыражаешься. Самообман такой.

И длился годами и годами. Превратившись из-за тенденции «становления утилитарного» в конструктивизм. В проуны – проекты утверждения нового. Оперируя «плоскими супрематическими элементами, объёмом и пространством» (https://skillbox.ru/media/design/el-lisitskiy-izobretatel-novogo-mira/). И завирая, что «проуны должны были стать «прообразом архитектуры мира»» (Там же).

Лисицкий. Проун 1Е (город). 1919.
Лисицкий. Проун 1Е (город). 1919.

А Кира Долинина называет это:

«…страстная утопия Лисицкого…» (http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=50).

И ведь права с точки зрения формализма: Свободу заменила утопией и всё.

8 сентября 2024 г.