Очень важный вопрос, который мне вполне могут задать те, кто читает мои рассказы про маму – а неужели было только плохое? Неужели вот прям ничего хорошего не было? Нет, конечно же было. Но как оказалось, предаваться приятным воспоминаниям в ситуации, когда твоя мама нарцисс, опасно.
До того, как она довела меня до решения разорвать с ней отношения навсегда, наше с ней взаимодействие происходило по следующему сценарию. Она скандалила, кидалась, позорила меня перед знакомыми и значимыми людьми (вроде преподавателей или начальства), после чего я переставала с ней общаться. Однако я отходчивая и поэтому вскоре начинала вспоминать, как она вязала кофточки моим куклам, читала мне книжки или покупала игрушечную мебель. Вслед за этим накатывали соображения о ее инфантильности и о том, что несмотря на все ее агрессию и опасность, в глубине души она, по сути, ребенок, пусть и злющий. После этого было уже рукой подать до примирения и нового витка ее хамства и ужасающих выходок.
И вот как-то раз мне попалась статья, в которой говорилось, что жертвы нарциссов склонны фиксироваться именно на положительных воспоминаниях, однако связано это не с общей миролюбивостью характера (как я думала до этого, льстя, как оказалось, самой себе), а с банальной попыткой хоть как-то примириться с действительностью – вместо того, чтобы оценить ситуацию адекватно и навсегда из нее выйти.
Для меня это стало практически пощечиной, но вместе с тем здорово меня отрезвило. Однако не до конца.
Я порвала отношения с матерью только после того, как она, пока я была в реанимации, украла из моей квартиры мои украшения и документы, а моего мужа пыталась выгнать из моего с ним дома так неистово, что даже написала на него заявление в полицию. Про мелочи – сорванные с окон занавески и снятые со стен фотографии – уже даже не говорю. То есть действовала моя маман в моей квартире так, будто я уже умерла. А я выжила. Выжила, чтобы в числе прочего услышать, что смерть моего ребенка (в реанимации у меня был выкидыш) – это «околел и хорошо».
С тех пор я общалась с ней всего один раз – когда уже сама вызывала полицию, чтобы вернуть хотя бы документы. Возвращать их добровольно она отказывалась, увеселяясь по поводу моей беспомощности и продолжая задорно хамить мне и угрожать. Ходить в тот момент я еще не могла.
Так что, возвращаясь к теме благодарности и прощения, могу сказать следующее. Я совсем не уверена, что того, кто вас ненавидит и кто иногда хоть и делал под влиянием момента для вас что-то хорошее, но вредил при этом гораздо больше, стоит прощать и благодарить. Исходя из моего опыта – не сто́ит. По крайней мере прерывать неконтакт после таких прощений – точно не надо. Пусть злыдни держатся подальше. Даже если формально они родня.
Может ли благодарность быть опасной?
8 сентября 20248 сен 2024
19
2 мин