Да, друзья. Каждый сентябрь вспоминается та игра, и каждый раз саднит сердце, пусть уже и меньше, и 30 лет, а как вчера.
Наверное, если бы я снимал кино про какой-нибудь матч Спартака – я бы выбрал этот матч, наверное. Очень уж всё кинематографично и сюжетно. Вот только не выиграли, а проиграли...
Но сюжет, сюжет. Итак, после долгой разлуки в 4 года давние друзья-соперники вновь встречаются на футбольном поле... Или не в 4 года? А, в 1991 году еще играли, значит в три, но всё равно. Тогда это казалось дико и очень долго.
О друзьях-соперниках не буду, вспомним про Спартак. Лето 1994 года выдалось крайне непростым, как мы помним. В том смысле, что после отъезда Карпина, Ледяхова и Бесчастных – фактически мы получили совершенно новый Спартак. И, прямо скажем – на тот момент явно не чета Спартаку привычному.
Но выступать в Лиге Чемпионов все равно ведь надо! Даже с Надудой и Мухамадиевым. И даже с Аленичевым и Тихоновым, которым еще только предстояло стать теми, кем они стали.
Жребий в группе был суров. Бавария, ПСЖ и друзья-соперники. То есть, если и предполагалось где-то взять очки – то именно с ними, а не в Париже и не в Мюнхене. В этом плане жребий тоже был суров, первая же игра и в гостях – не лучший расклад. Но...
Но!
Спартак не был бы Спартаком, если бы не выдал в тот вечер настоящий Спектакль. Пусть и завершивший драматически.
Р-раз! – и как же изящно Писарев подрезает головой мяч в сетку!
Два! – и Тяпушкин внезапно тащит левый пенальти!
Три! – и Андрей Тихонов наказывает соперников за ошибку в обороне, причем ценою травмы!
2:0 к перерыву – да еще с отбитым пенальти! В самом логове, так сказать!
Но...
Но, конечно, Спартак не был бы Спартаком, если бы...
Весь перерыв я заклинал телевизор: «Только не пропустите быстро... Только не расклейтесь сразу... Выстоять, выстоять, хотя бы первые десять минут второго тайма, дальше будет легче...»
Увы и ах. Не выстояли и трёх минут... Ну, игра на удержание никогда не была коронкой красно-белых...
И, в общем, при счете 1:2 как-то интуитивно почувствовалось, что вопрос времени. Так и произошло. Причем тоже драматически. Минут за 20 до конца вдруг показалось, что запал хозяев иссякает, но вскоре 2:2
И – 3:2 уже под самый занавес. Дикая, ужасная боль в сердце, по всем направлениям. И кому проиграли, и как проиграли, и в группе Лиги Чемпионов теперь, получается, рассчитывать на что-то сложно, а как бы хорошо было зацепить ТАМ хотя бы очочко...
Это Спартак. Таким он был всегда, таким я его полюбил и не разлюблю никогда. Это мой Спартак.
Ну вот. Потом последовало еще одно «волевое» поражение от ПСЖ в Лужниках. А затем, совершенно внезапно – две боевых ничьи с Баварией! А затем – реванш у друзей-соперников, после чего, как бы сказать, наша судьба снова оказалась в наших руках, теоретическая победа над ПСЖ в последнем туре ведь выводила нас из группы... Но это уже другие истории.
А та история 14 сентября 1994 года... «Сюжет? Сюжет!» Пусть и с драматической развязкой.
Это Спартак.
И 30 лет, а как вчера...
14 сентября 1994, Динамо (К) – Спартак, 3:2 (Леоненко 2, Ребров – Писарев, Тихонов)