- Мы в минусе! - взволнованный хозяин оптики бегал по кабинету кругами. От отчаянья он готов был рвать на себе волосы, но шевелюра окончательно покинула его пару лет тому назад. – А все почему?
- Не знаю, - прошелестела Ася, вжимаясь в стену. Таким она видела шефа впервые.
- Вот! И я не знал! Мне вчера конкуренты глаза открыли! Вот как ты относишься к покупателям?
- С в-в-вниманием, - начала вдруг заикаться Ася. Она устроилась консультантом недавно, но уже успела полюбить работу.
- Вот именно! Нате вам скидочку, нате улыбочку! Очки пенсионерам чуть ли не по себестоимости! А люди это чуют! Они нам на шею сели!
Шеф остановился и грохнул кулаком по столу так, что Ася подпрыгнула от неожиданности.
- Все, с сегодняшнего дня меняем тактику! Предлагаем самое дорогое, никаких нежностей. Клиенты должны видеть в нас строгих и мудрых родителей, тогда будут делать, что велено. И никаких «но»! Иначе в пятницу мне нечем будет тебе зарплату платить!
Ася поплелась в зал. Она бы и без зарплаты пока пожила, но дома ждал кот Обормот. Подобранный на мусорке заморыш вырос в шикарного британца с гурманскими замашками. Обожал креветки и гусиный паштет. И каждый вечер, встречая хозяйку с работы, сразу совал мокрый нос в сумку: чёкупила?
Первой клиенткой оказалась робкая интеллигентная женщина. Нечаянно разбила очки и хотела заказать новые в своей оправе, что когда-то была куплена впрок.
Уголки асиных губ привычно поползли кверху, но девушка усилием воли остановила себя, сжала кулачки и выпалила:
- Мы в чужие оправы не ставим! Неизвестно где она у вас хранилась – завтра рассыплется, а нам отвечай! Вон стенд с новинками - вы же не хотите выглядеть как 2 сезона назад?
Пока дама отвернулась к витрине, Ася переключилась на молодежь в конце зала. Вспомнила ненавистного школьного физрука и крикнула с его интонацией:
- Эй ты, рыжий! Да, да, к тебе обращаюсь. А ну отошел от стойки, нечего очки грязными руками лапать! Небось стащить втихаря решил?
Рыхлый парень обиженно засопел, но отодвинулся. За него тут же вступилась спутница - пигалица в массивных кроссовках на спичечных ножках:
- Не имеете права! Мы покупать пришли!
- Вы на такие еще не заработали! - фыркнула Ася, - вон в другом углу уценка, там выбирайте. И ничего не трогайте руками!
К тому времени к прилавку вернулась первая дама. Ася, глядя на неё, тяжело вздохнула. Обычно она сама безошибочно выбирала со стенда 2-3 оправы – и клиентки выглядели в них моложе и привлекательнее. А сейчас женщина в новомодной тяжелой оправе вид имела… противозачаточный. Предложить бы посимпатичнее и дешевле, но…
Она представила Обормота, упавшего в голодный обморок – и выбила клиентке чек на самые дорогие очки.
Весь день она боролась с собой: старалась не улыбаться, не подсказывать. Убеждала мужчину в костюме, что от обычных очков у него будет болеть голова, нужны самые навороченные, с защитой от бликов, синего света и излучения всех сортов. Продавала залежавшиеся остатки со склада по цене последней коллекции. Отказывала пенсионерам в мелком ремонте, вынуждая купить новые очки.
К обеду чувствовала себя, словно женщина, которая не пьет кофе с картины Пикассо: лицо сводило от невозможности улыбнуться.
Да и кофе не хотелось – во рту и так горчило от неприятных слов, сказанных клиентам. И тут как на грех приползла дряхлая старушенция. Развернула ветхий носовой платочек, в котором лежали очки с отломанной дужкой.
- Вот, дочка, села на них сослепу. До пенсии далеко еще, новые не потяну. Сказывают, у вас тут мастер шибко хороший. Может, починит, а?
- Мы не … - начала было Ася, уже привыкшая за день отшивать клиентов с копеечными делами. Но посмотрела на слезы в глазах бабули, на старенький кошелек с застежкой-пуговкой – у Асиной бабушки был такой же. И слова буквально застряли в горле, мешая вдохнуть.
Девушка схватилась рукой за шею – и вдруг выбежала из кабинета.
- Не могу я так, хоть увольте – выкрикнула она в лицо шефу. И разрыдалась так, что … проснулась.
Ощупала мокрую от слез подушку, обняла Обормота, сладко сопевшего под боком. Посмотрела на часы: 6 утра. Пора собираться на любимую работу. В оптику, где никто не заставляет обманывать клиентов, потому что человечное отношение к людям важнее любой прибыли.
А вы сталкивались с негативным отношением в оптике? Делитесь в комментариях