Бартоломеус Шпрангер (1546–1611) — фламандский художник и гравёр, творивший в стиле маньеризма. Его картины даже по современным понятиям были достаточно вызывающими — сложные композиции с обнажёнными персонажами в самых изысканных позах, с большим количеством всевозможных деталей, зачастую кажущихся совершенно избыточными. Но всё это отличительные черты маньеризма, когда чем изысканнее и сложнее — чем лучше.
Минерва защищает науки и искусства, побеждая невежество
Шпрангер был родом из Антверпена, его отец работал торговцем, а потому часто разъезжал по различным делам и добирался даже до Рима. Но вот самого Шпрангера торговля не слишком прельщала, рисовать ему нравилось гораздо больше, и он стал учеником художника Яна Майдена. Но через полтора года Майден умер, Шпрангер погоревал положенный срок и продолжил обучение у пейзажиста Корнелиса ван Далема
Геркулес и Омфала.
Вот только специализироваться на пейзажах, как его учителя Шпрангеру было скучно, да и платили за них меньше. Потому он копировал гравюры Пармиджанино, а потом, ненадолго задержавшись в Париже и Лионе переезжает в Италию, где работал подмастерьем и учеником художника Бернардино Гатти. Так-то школа у него достаточно хорошая, что в сочетании с безусловным талантом впоследствии позволило ему прославиться как незаурядному живописцу.
Победа мудрости над неведением.
На него обратил внимание сам Папа Римский Пий V и предложил должность придворного художника, что было практически вершиной карьеры. Шпрангер с радостью согласился, написал по заказу целый цикл картин, посвящённых страстям Христовым. Но в 1572 году Пий V умер и Шпрангер опять остался не у дел.
Тело Христа, поддерживаемое ангелом.
Впрочем, без работы и заказов он сидел недолго — сам статус бывшего придворного художника был лучшей рекомендацией. Вскоре Шпрангер уже писал картины для императора Священной римской империи Максимилиана II, а когда спустя три года тот умер, стал придворным художником его взошедшего на трон сына Рудольфа II. Новый король был молод, Шпрангеру благоволил, хотя отличался робостью и от политики и управлением государством старался держаться подальше. Зато покровительствовал живописи и искусствам, так-то Шпрангеру жилось при нём достаточно спокойно, да и выгодные заказы он получал с завидной регулярностью.
Салмакида и Гермафродит.
А вот личная жизнь художника не сложилась. Он женился в 38 лет на молоденькой дочке богатого ювелира, но спустя шесть лет она умерла — не смогла пережить смерть их детей. Больше Шпрангер так и не женился, целиком посвятив себя творчеству, где находил отдушину от всех житейских треволнений.
Покровитель художника Рудольф II второй был личностью неординарной и экспрессивной, любителем всего оригинального, тяготел к мистике, оккультизму и алхимии, даже считал себя одержимым дьяволом, потому для него Шпрангер разработал особенный стиль, получивший название северного маньеризма, где возвёл в абсолют экспрессивность и претенциозность
Венера и Адонис.
В основе были сюжеты из классических древнегреческих и древнеримских мифов и легенд, но зачастую они были лишь ширмой для отображения причудливо переплетённых обнажённых персонажей. Его картины представляли своеобразный микс из эротики, аллегорий и претенциозного восхваления Рудольфа II, но подобное творчество было очень востребовано императором, а Шпрангер лишь следовал его вкусам
Геркулес, Деянира и кентавр Несс.
Впрочем, свой след в искусстве он оставил, да и далеко не каждый художник может похвастаться разработкой целого направления — в данном случае северного маньеризма, как это удалось сделать Бартоломеусу Шпрангеру.
Бартоломеус Странгер (1546−1611) — фламандский художник, гравер, скульптор, придворный художник императорского двора в Праге. Среди его картин, посвященных мифологическим персонажам, — «Юпитер и Антиопа» (необходимое замечание: в римской версии мифологии Юпитер — эквивалент греческому Зевсу).
Автор: Борис Рохленко
Бартоломеус Спрангер, Юпитер и Антиопа, фрагмент «Головы любовников»Не указан,
Про Юпитера-Зевса достаточно знать, что это был самый-самый верховный бог, жил на Олимпе и довольно часто спускался с него при необходимости согрешить. Про Антиопу известно, что она славилась среди эллинов (греков) своей красотой (так пишет в «Описании Эллады» древний автор Павсаний). Ее история трагична: ее похищают с неясной для потомков целью — не то взять в жены, не то сделать наложницей. После смерти похитителя ее выдают врагам, с которыми он воевал.
«И когда ее вели в Фивы дорогой на Элевтеры, она тут в пути и родила… Немного в стороне находится небольшая пещера и в ней — источник холодной воды. Есть сказание, что Антиопа, родив детей, положила их в эту пещеру и что пастух, найдя здесь около источника обоих детей, первый омыл их, освободив от пеленок.» (Фивы — в древности был главным городом Беотии, существует до сих пор, его население — около 40 000 человек; Элевтеры — городок с самыми сохранными остатками крепости, построенной в четвертом веке до н.э.) Гомер пишет, что якобы Одиссей рассказывал об Антиопе: «После нее Антиопу увидел я, дочерь Асопа. Мне хвалилась она, что объятия Зевса познала И родила ему двух сыновей, Амфиона и Зефа.» Гомер Одиссея XI, 260 Овидий в Метаморфозах тоже упоминает об Антиопе. Афина-Паллада вспоминает о соревновании в ткачестве с Арахной — уроженкой Меонии, страны, богатой золотом. Арахна решилась соревноваться с богиней. Афина описывает ее ковер: Изобразила еще, как, обличьем прикрывшись сатира, Парным Юпитер плодом Никтеиды утробу наполнил; Далее следует список связей Юпитера (здесь — только часть, список намного длиннее: Амфитрионом явясь, как тобой овладел он, Алкмена; Как он Данаю дождем золотым, Асопиду — огнями, Как Деоиду змеей обманул, пастухом — Мнемозину. (В этом соревновании Арахна превзошла Афину, за что богиня превратила ее в паука, который непрерывно источает из себя нить. От имени Арахны происходит название «арахнофобия» — боязнь пауков. Никтеида — дочь Никтея, Антиопа). На картине Спрангера сатир в объятиях Антиопы. Как бы обычная любовная сцена, если бы не видовые признаки сатира (очень уж волосатые ноги и копыта) и фирменный знак Юпитера в нижней части картины (голова орла). Антиопа (в версии художника) явно наслаждается происходящим: жесты, мимика. Кажется, она не замечает анатомических странностей своего партнера. Если говорить о голове орла, то ясно, что она его не видит: Юпитер по какой-то причине не захотел открывать ей свое божественное «я».
Художника можно было бы упрекнуть в том, что он без достаточных на то оснований поместил обнаженную Антиопу в какое-то безлюдное место, где и настиг ее Юпитер. Кроме того, радостное состояние Антиопы как-то не вяжется с неожиданным покушением на ее тело. В его оправдание можно сказать, что ни один древний источник не указывает на обстоятельства этого происшествия. Так что трактовка художника может быть безусловно принята как единственно правильная. Любовники наслаждаются…
Художника можно было бы упрекнуть в том, что он без достаточных на то оснований поместил обнаженную Антиопу в какое-то безлюдное место, где и настиг ее Юпитер. Кроме того, радостное состояние Антиопы как-то не вяжется с неожиданным покушением на ее тело. В его оправдание можно сказать, что ни один древний источник не указывает на обстоятельства этого происшествия. Так что трактовка художника может быть безусловно принята как единственно правильная. Любовники наслаждаются…
Творческий путь Бартоломеуса Шпрангера (1546—1611) начался с обучения у Яна Мандейна, Корнелиса ван Далема и Марка Дюваля. Потом были Париж и Лион, после чего талантливый фламандец оказался в Италии в роли папского художника при Пие V.
Через несколько лет живописца пригласили в Прагу и назначили придворным мастером святого римского императора Рудольфа II. А ведь на тот момент ему не было и 35 лет!
Рудольф II интересовался эзотерическими и философскими идеями, что нашло отражение в произведениях Шпрангера. Среди его работ много картин с мифологическими сюжетами и аллегорий. И те, и другие дают широкий диапазон интерпретаций. Именно поэтому полотна мастера интересно изучать не только с художественной, но и исторической точек зрения: контекст эпохи здесь очень важен!
В целом живопись мастера относится к направлению маньеризм, но его северной версии. В центре внимания здесь — подчёркнутая чувственность, которая передаётся через плавно смоделированные удлинённые фигуры, взвинченные линии и спиралевидную композицию. В работах художника много эротизма, формы зачастую гипертрофированы.
Бартоломеус Шпрангер был последним маньеристом Священной Римской империи. Если копать глубже, можно даже сказать, что одной ногой он уже ступил на территорию барокко.
Полотна художника привлекают своей динамичностью и выразительностью. Мастер любил контрастные цвета, сталкивая, к примеру, белизну женских тел с остальной частью композиции.
При этом Шпрангера нередко ругают за «тяжеловесность, грубость и деформацию форм». Действительно, позы его персонажей иногда чересчур сложны и даже невероятны.
Живопись художника впитала в себя самые разные черты. Это и трактовка пейзажа в духе Иоахима Патинира, и французская ювелирная точность, и миланская пышная роскошь, и пармская элегантность, и лёгкая нидерландская грубость. И всё это — под соусом изощрённой гибкости, которая характерна для кисти мастера.
Бартоломеус Шпрангер (1546—1611) (Spranger Bartholomeus), фламандский живописец, рисовальщик и гравер. Родился Шпрангер в Антверпене. В 1565 совершил путешествие в Париж, где учился у Никколо дель Аббате, а с 1567 работал в Италии ассистентом Таддео Цуккари. В итальянский период Шпрангер расписывал алтари и создавал фрески в различных церквях. В 1570 римский папа Пий V назначил его живописцем святой курии в Риме. С 1575 Шпрангер приглашен на должность придворного живописца императора Максимилиана II в Вене.
С 1581 года Шпрангер стал работать в качестве придворного живописца императора Рудольфа II в Праге. Художник был типичным представителем маньеризма.
Аполлон, Паллда и музы, около 1600 г.
Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и в особенности музыкантам.
А значит и в гости к музам захаживала, сову прихватив.:
удожественно-исторический музей, Gemaeldegalerie, Вена, Австрия.
Из коллекции императора Рудольфа II.
Бартоломеус Шпрангер (1546—1611) (Spranger Bartholomeus), фламандский живописец, рисовальщик и гравер. " title="Аполлон, Паллда и музы"></a>
Художественно-исторический музей, Gemaeldegalerie, Вена, Австрия.Из коллекции императора Рудольфа II.
Ещё одна картина на тему Муз.
"Минерва посещает Муз на горе Геликон".
Публий Овидий Назон, ” Метаморфозы”, книга пятая:
...Вот, окруженная облаком полым,
Бросив Сериф и Кита и Гиар направо оставив,
Наикратчайшим путем через море отправилась в Фивы,
На Геликон, обиталище Дев. Геликона достигнув,
Остановилась и так обратилась к сестрам ученым:
"Слава наших ушей об источнике новом достигла,
Том, что копытом пробил в скале Быстрокрылец Медузы,
Ради того я пришла. Я хотела чудесное дело
Видеть. Я зрела, как сам он из крови возник материнской".
"Ради чего б ни пришла, - отвечала Урания, - в наши
Сени, богиня, всегда ты нашему сердцу желанна!..."
Ханс Йорданс III (1595 - 1643 г.г., Антверпен) - фламандский живописец. Учился у своего отца, Ханса Йорданса II, который также был художником. С1620 года член Антверпенской Гильдии Св.Луки.
Крайне мало удалось найти информации о нём, но его картины висят в разных музеях, в Эрмитаже, например.
"Одиссей и Минерва", 1625г.
Одиссей ходил у Минервы/Афины в любимчиках, она ему помогала и покровительствовала во всём. Не знаю какая из их многочисленных встреч, описанных в мифологии, тут изображена, предположим что эта:
Рядом стою я во всяких трудах и тебя охраняю.
Я же и сделала так, что понравился всем ты феакам.
Нынче сюда я пришла, чтоб с тобой о дальнейшем подумать
И чтоб сокровища спрятать, какие тебе на дорогу
Славные дали феаки по мысли моей и совету,
Также чтоб знал ты, какие судьба тебе беды готовит...
Гомер. Одиссея. Песнь тринадцатая.