Иоанн Златоуст – один из известнейших проповедников не только своего времени, но и в наши дни. Он одинаково почитаем у католиков, лютеран и других деноминаций христианства. Будущий святитель родился в местечке Антиохия, на территории современной Турции, в IVвеке нашей эры, в богатой семье. Отец Иоанна погиб еще тогда, когда мальчик был маленьким и дальше его воспитывала мама, она то и привила ребенку христианские ценности. Несмотря на то, что Иоанн получил светское образование, после смерти родителей он отправился в монастырь. Это был единственный, по его мнению, путь, которому он хотел следовать. В обители он непрестанно молился, постился и много времени проводил в послушании. Почти 4 года Иоанн провел в аскезе, затем был произведен в диаконы, а спустя некоторое время рукоположен в пресвитера и должен был стать проповедником Слова Божия для людей. Иоанн читал проповеди ежедневно, причем для того, чтобы послушать о Боге, приходило огромное количество людей. За такой талант – словом призывать людей получил он имя Златоуст.
Иоанн так хорошо знал Евангелие, что мог спокойно по памяти цитировать его в своих проповедях. Богословы, изучив его работы, насчитали около 17 тысяч цитат из Ветхого и Нового завета. Златоуст был уверен, что служить Господу Богу означает, в первую очередь, отказаться от богатств и званий. Он уверял, что обязательно нужно жертвовать бедным, ведь так мы помогаем Христу. Однажды он даже разрешил продать мрамор, который служил украшением в церкви, а вырученные средства не только передал в одну из больниц, но также смог построить несколько новых. Конечно, такое поведение не могло не показаться странным другим служителям и потому у Иоанна довольно быстро образовалось много противников, в том числе и архиепископ Александрии. За свершаемые вольности Златоуст был осужден и отправлен в ссылку. По дороге в Пицунду отца Иоанна не стало, он скончался не столько от сопровождавших его всю жизнь болезней, но от того, как жестоко с ним обращался конвой. Известно, что перед самой кончиной явился ему, недалеко от своего склепа, Святой мученик Василиск. Иоанн причастился и отошел к Господу. О последних словах старца можно прочесть, перейдя по ссылке https://t.me/prav_prazdnik/205.
Случилось это 14 сентября, в день, который церковь именует днем Крестовоздвижения, потому решено было для почитания Святого Иоанна выбрать другой день, тогда днем памяти выбрали 13 ноября (26 по новому стилю). Сначала мощи Златоуста доставили в Константинополь, а после IV крестового похода его останки были перевезены в Рим, в часовню при Соборе Святого Петра. Лишь в 2004 году папа Иоанн Павел II разрешил передать мощи Иоанна Златоуста в Константинополь, в лоно православной церкви.
Иоанн Златоуст оставил после себя богатейшую библиотеку христианских мыслей, это и его многочисленные проповеди, и толкование Писания, большое количество молитв. Златоуст сегодня почитаем во всех православных храмах по той причине, что он составил новый чин литургии, используя за основу старинную апостольскую анафору. Сегодня эта литургия читается в храмах практически каждый день, что еще более указывает на то, сколько всего сделал Святитель Иоанн для христианской церкви.
Среди священнослужителей существует такое мнение, что истинность христианской веры доказывают пророчества об Иисусе Христе, причем если обратить внимание на книги Ветхого Завета, то эти пророчества появились задолго до Христова рождения. Святой старец Иоанн Златоуст также в своих книгах много места уделял Христу и его пророчествам. Христос для Иоанна был центром его жизни и это очень важно для понимания тех духовных трудов, которые и сегодня вызывают интерес у служителей церкви. Например, размышляя о божественности Иисуса, Иоанн обозначает ее не в традиции богословия, принятой до него, а как факт, взятый из жизни. Христос – Бог уже лишь потому, что вера христова очень быстро распространилась по всему земному шару.
Святой Иоанн кроме того совершенно по-особенному выстраивает события Ветхого Завета. И, хотя, рождение Мессии описано лишь в Новом завете, Златоуст находит в Ветхом пророчества о Христе, трактуя это как настоящее чудо, ведь ветхозаветные праведники предвидели события жизни Спасителя за многие века до их осуществления. Так пророк Исайя упоминает об истории рождения некоей Девы и подробно описывает те страдания, которые должно прожить Христу на Земле.
Златоуст обращается к известной цитате пророчеств Христа из Евангелия от Матфея о том, что будет создана им Церковь и «врата ада не одолеют ее». В чем проявляется двоякость слов Иисуса? В первую очередь в том, что одно из них исполнится совсем скоро, а второе обращено в далекое будущее, когда близка уже будет кончина мира. Причем пророчества эти взаимосвязаны и подкрепляют друг друга, ведь если случилось одно, то это означает, что второе также свершится. Удивительно и то, что Спаситель упоминает в своем пророчестве слово «церковь», ведь в те времена само это слово еще не вошло в обиход. О какой же церкви говорит Христос? Слово «церковь» в писании многозначно и одно из значений – это само христианство как вероучение.
Златоуст также упоминает первых христианских мучеников и утверждает, что и они сами, и их терпение – свидетельство того, что вера христианская истинна. О чем молят святых мучеников, прочитаете, если пройдете по ссылке и подпишитесь на канал https://t.me/prav_prazdnik/276.
Святитель Иоанн – самый великий евангельский толкователь. Он как будто следует по пятам за Спасителем, освящая его путь от рождения до распятия. При этом Златоуст не ограничивается только лишь внешним описанием событий, он старается открыть и донести до нас внутренний смысл, тайные переживания, движения души.
Поделитесь в комментариях, как вы понимаете пророчества Христа и почему они двоякого рода?