Хорошо сохранившаяся гражданская постройка середины XVII века – в современной Москве большая редкость. Палаты Аверкия Кириллова – одно из двух (!) уцелевших в первозданном виде московских зданий того времени. (Второе – это палаты боярина Волкова – князей Юсуповых в Б. Харитоньевском переулке). Ансамбль включает в себя палаты и храм, построенные в основном в 1656 – 1657 гг. и размещенные в глубине участка. Сегодня – только про палаты.
Берсеневская набережная, название
На Берсеневской набережной Москвы сохранились палаты, построенные еще в XVII веке. Место это еще в XIV веке принадлежало князьям и после пожара 1493 года здесь был заложен Государев сад. Образовались три дворцовые слободы: Верхние Садовники (к западу от брода через Москву-реку, что у Боровицкой башни, там позднее построили Всехсвятский/Большой Каменный мост), Средние Садовники (напротив Кремля, от брода до «живого», то есть наплавного, Москворецкого моста), и Нижние Садовники (от «живого» моста на восток). Еще в 1472 году Иваном III были приняты первые в России правила противопожарной безопасности. Указом в Москве вводится система контроля «за бережением от пожаров»: город был разделен на участки, а на концах улиц поставлены решетчатые ворота - заставы, которые на ночь запирались. На этих заставах приказано «нести повинность всем обывателям» без различия чина по одному с десяти дворов и из торговых рядов по одному человеку с десяти лавок. Группу сторожей возглавлял решёточный приказчик, в обязанности которого входило наблюдение за тем, «чтобы бою, грабежу корчмы и табаку, никакого воровства не было, чтобы воры нигде не зажигали, не набросали бы огню, не накинули ни со двора, ни с улицы».
Решётчатым приказчиком в этой местности был боярин Иван Никитич Берсень-Беклемишев (год рождения неизвестен – 1525) – русский дипломат и государственный деятель в при Иване III и Василии III. Еще при Иване III Иван Никитич за «острый язык» получил прозвище «Берсень» (старинное название крыжовника). При Василии III он осмелился выражать недовольство новыми порядками, посему в итоге был казнен на льду Москвы-реки, а имущество его отошло в казну.
И получила набережная название Берсеневская то ли в честь боярина Берсень-Беклемишева, то ли в честь крыжовника, выращиваемого в Государевых садах.
История палат
По легенде следующим владельцем этой местности был главный опричник Ивана IV Малюта Скуратов. И будто-бы существует подземный ход от древних палат на другой берег Москвы-реки, и по родству с Малютой этот участок достался Годуновым (Борис Годунов был женат на дочери Малюты Скуратова). На самом деле двор Скуратовых-Бельских находился на другой стороне Москвы-реки, в приходе Церкви Антипы на Колымажном дворе.
Известно, что «беклемишевские земли» были пожалованы некоему Кириллу, государеву садовнику, основателю рода Кирилловых. Из двух его детей один – Филипп умер бездетным, а второй – Стефан оставил троих сыновей. Аверкий Стефанович Кириллов (1622–1682) со временем стал единственным хозяином усадьбы. Дошедший до наших дней ансамбль сложился уже при его внуке –думном дьяке Аверкии Кириллове в 1656-1657 годах.
Будущий бургомистр Амстердама голландец Витсен оставил запись в своём дневнике от 1665 года: «Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живёт в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стёкла. Короче – у него всё, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т. д. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя». На самом деле, храм был приходским.
Будучи «садовником», Aвepкий Kиpиллoв был кyпцом, влaдeл мнoгoчиcлeнными тopгoвыми лaвками в Mocквe, coляными кoпями в Coли Kaмcкoй. В начале 1677 года царь Фёдор Алексеевич произвёл его в думные дьяки (дьяк – начальник органа управления, приказа). Он возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода и Большого дворца, был приказным, т.е. руководил государственными финансами, торговлей и промышленностью.
С Аверкием Кирилловым, как сторонником Нарышкиных, жестоко расправились стрельцы в 1682 году: его сбросили с кремлёвского Красного крыльца, зарубили бердышами и перетащили на Красную площадь. На водружённом там памятном столбе стрельцы перечислили грехи своей жертвы: «Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил».
Похоронен он был в церкви Николы на Берсеневке под северным притвором. После смерти А. С. Кириллова дом и все его большое состояние перешли к сыну его Якову (тоже имевшему звание думного дьяка); потом домом по наследству владела с 1694 до 1711 года жена Я. А. Кириллова, Ирина Семеновна. В конце XVII века его уже вдова, Ирина Семеновна, построила перед церковью Набережный корпус для богадельни, однако был он невелик и использовался как дом причта.
Второй муж Ирины Семеновны Кирилловой, А. Ф. Курбатов, служил смотрителем за строительством в Кремле. Его стараниями палаты были перестроены: изменился парадный фасад, в его средней части появилась пристройка в стиле петровского барокко: трёхъярусная, с мощным декоративным завершением и огромными, причудливой формы волютами и пышными гирляндами из цветов и фруктов:
Стилистические особенности позволяют предположить, что работы 1705–1709 годов могли проводиться и под руководством И. Зарудного, автора Меньшиковой башни.
В XVIII веке здание палат перешло в казенное ведомство, до 1762 года здесь помещались Кормчие канцелярия и контора. В 1762 году сюда, на место Кормчей конторы, была переведена Межевая канцелярия. С марта 1771 по май 1793 года в палатах располагался Разрядно-сенатский архив, предшественник Российского государственного архива древних актов. Здесь хранились подлинные столбцы родословных росписей, боярские и разрядные книги, отчёты об обороноспособности городов, документы о народных восстаниях и прочее. Фонд насчитывал несколько сотен тысяч дел.
Затем сюда переехала Московская казённая палата. В 1806 году здание было реконструировано по проекту архитектора А. Назарова для Сенатской курьерской команды и стало называться в обиходе Курьерским домом. Когда к 1860-м годам оно оказалось в аварийном состоянии, «рационально мыслившие» чиновники, возглавлявшие дворцовое ведомство, не пожелали отпускать средства на ремонт «рухляди». К счастью, обречённым на слом строением заинтересовалось Императорское Московское археологическое общество (МАО), и Александр II передал палаты ему.
В 1870 и 1884 годах под руководством архитекторов А. Попова и Н. Никитина в палатах были проведены реставрационные работы, в ходе которых разобраны позднейшие пристройки и расписана «во вкусе допетровского времени» Крестовая палата, ставшая залом заседаний общества.
Общество было ликвидировано приказом НКВД в июне 1923 года. С декабря 1924 года первый этаж особняка Аверкия Кириллова занимал Институт по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР. Второй этаж и храм Николы на Берсеневке передали Реставрационным мастерским, которые создал и возглавил Игорь Грабарь (1871-1960).
После начала строительства Дома Правительства (Доме на Набережной), в палатах и храме расселили строителей. В конце 1947 года палаты Аверкия Кириллова частично отошли Научно-исследовательскому институту краеведческой и музейной работы, который со временем получил всё здание. Позже Институт был переименован в Институт культурологии, в 2013 слился с НИИ культурного и природного наследия им. Д. Лихачева, который и занимает сегодня палаты.
Интерьеры
Самая старая часть здания датируется концом XVI века, она показана коричневым цветом. К нему примыкают объемы, построенные в середине XVII века, показаны желтым цветом. Понятно, что даже в XVII веке палаты были значительно более скромные по размерам.
Поэтажные планы с периодами строительства:
Фотографии интерьеров палат. Собрано из открытых источников:
И еще немножко:
На этом сегодня все. Про храм в следующий раз.
Спасибо, что дочитали! Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
Другие статьи о Замоскворечье читайте здесь.
ИСТОЧНИКИ
Палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке в Москве (фотографии)
Законы Великого князя Ивана Васильевича и внука его царя Ивана Васильевича. М., 1819
Интерьеры палат Аверкия Кириллова (XVII век), фотографии
Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневке. Сайт архитектора Григория Одинцова (чертежи и фотографии)