Уникальное время выпало нам, господа. Мы живые участники и свидетели зарождения нового автопрома России. С февраля 2022 года отечественное автомобилестроение переживает свое возрождение. Иностранные автобренды покинули производственные площадки на нашей территории. Отечественные компании оказались настолько сильно зависимыми от поставок из-за границы, что первое полугодие метались в поисках комплектующих.
По прошествии двух лет ситуация существенно стабилизировалась. АвтоВАЗ неизменно производит «лучшие» автомобили в мире по «доступной» цене. Даже ассортимент расширяет. Партнеры из Китая занимают пустующие ниши авторынка со скоростью звука. А что же стало с предприятиями европейских «нам не товарищей»? Некоторые из них бежали так поспешно, что оставили всё нажитое непосильным трудом. Грех было не воспользоваться дармовыми мощностями. Давайте посмотрим, кто как живёт? И как именуется?
Renault
Французы покинули Москву первыми. 23 марта 2022 года деятельность Renault Group была прекращена. В мае 2022 года состоялась сделка, в результате которой 100% акций ЗАО «Рено Россия» перешли правительству Москвы. 67,69% акций АвтоВАЗа стали принадлежать подведомственному Минпромторгу ФГУП «НАМИ». Оставшиеся акции автопроизводителя сохранил за собой «Ростех». Кстати, за французами оставили опцию обратного выкупа своей доли у АвтоВАЗа в течении следующих 6 лет.
На данный момент правительство Москвы торжественно возрождает бренд «Москвич» на бывшей площадке Рено. Под исторической российской автомаркой теперь выпускают китайские JAC. Уже осуществлён переход от крупноузловой сборки к 80% локализации производства. Москвич 3 сварен, застеклен и окрашен руками наших мастеров. В ближайших планах ㅡ изготовление кузова из российской стали. Теперь ждем снижения цен на автомобили.
Mercedes
Руководство концерна до последнего момента сохраняли спокойствие в начале 2022 года. И всё же 26 октября компания объявила о продаже своих производственных площадок в России. В апреле 2023 года российская группа «Автодом» выкупила активы «немцев», включая завод в Подмосковье.
На данный момент предприятие выпускает китайские внедорожники и кроссоверы марки Exeed. Бренд является подразделением хорошо известной нам компании Chery. За Mercedes также оставили право выкупа производства в течении шести лет.
Nissan
Японские партнёры последовали примеру европейских коллег и тоже отбыли восвояси 11 октября 2022 года. Производственная площадка, научно-исследовательские мощности и центр продаж в Москве за символическую плату перешло в собственность ФГУП «НАМИ». Всё те же 6 лет предоставляются «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» для выкупа. А вдруг обстоятельства повернутся в другую сторону и захочется назад, на российский рынок.
Завод уже переименован и носит гордое имя «Автозавод Санкт-Петербург». Предприятие является дочерним предприятием «дважды автомобильного» АвтоВАЗа. С его конвейера сходит кроссовер XCITE X-Cross 7. В скором времени обещают наладить выпуск полноприводного X-Cross 8.
Hyundai
В конце 2023 года корейский завод Hyundai Motors Manufacturing Rus в Санкт-Петербурге перешел под контроль отечественной компании AGR Automotive Group. С февраля 2024 года завод переименовали в «Автомобильный завод АГР». Выпускают всё тех же «корейцев», но под маркой Solaris. Товарищи из Корейской Республики оказались самыми дальновидными. Они не стали продавать завод за 1 рубль, а временно передали бразды правления российской компании.
Toyota
Компания остановила работу на заводе близ посёлка Шушары в Санкт-Петрбурге в марте 2022 года. Свой уход японские автопроизводители обосновали нарушением в логистических цепочках поставок основных материалов и деталей. В апреле 2023 года производственные площади автозавода перешли под управление государственного оборонно-промышленного концерна «Алмаз-Антей». «Оборонщики» планировали наладить выпуск гражданских авто. Но пока воз и ныне там. Никаких новостей нет. Цеха законсервированы. В начале 2024 года прошёл было слух, что запустят линию сборки китайских авто. Но опять глухо. Подождём.
Volkswagen
Немецкий автогигант попрощался с Россией, громко хлопнув дверью. Если остальные европейские автопроизводители оставили за собой опцион на обратный выкуп, то Volkswagen не планирует возвращаться. Ушли и ушли. Плакать не будем. Тем более что линии запущены и предприятие снова в строю автопрома. Новым инвестором выступила компания AGR Automotive Group (ООО «АГР»). До конца 2024 года запланирован выпуск 27 тысяч авто марки Chery. Уже сегодня на автозаводе выпускают Chery Tiggo 8 Pro MAX. Калужские Chery уже поступили в дилерские центры. Автомобили можно определить по специальному VIN-номеру, который начинается с кода XW8. Кроме данной модели, предприятие возьмет в работу выпуск Chery Tiggo 7 Pro и кроссовер Chery Tiggo 4 Pro. Ходят упорные слухи, что компания Chery желает дать калужскую прописку и седану Omoda S5. Автомобиль выступит заменой немецкому Volkswagen Polo.
Вот и ещё один завод «подмяли» азиатские партнёры. Какая им от этого выгода. Все хотят удержаться на плаву, быть конкурентоспособными. У Great Wall есть тульский завод Haval. На котором выпускают, помимо всех моделей авто марки Haval, ещё и двигатели. Локализация производства идёт полным ходом. Утилизационный сбор для продукции будет снижен. А это всё немалые деньги.
Для китайского производителя российский рынок очень важен. Поэтому партнёры из Поднебесной стараются закрепится на наших территориях: Haval ㅡ в Туле, Geely ㅡ в Беларуси, а Chery ㅡ в Калуге.
За всех радостно! Все молодцы! Только где находятся наши производители в цепочке этих достижений? Правильно ㅡ первые с конца.