Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Американский лайнер, с которого удаляли асбест и растаскивали по Севастополю вместе с сантехникой, до сих пор жив

Кое-что об этом я писал в совсем уже древней статье в июле 2018 года

Как американский асбест в Севастополь приплыл. На самом быстром лайнере в истории.

Оказывается, жив до сих пор, курилка, хотя, похоже, пришёл и ему конец. А ведь он имеет уникальное прозвище "Самый известный корабль, который не затонул". Имеется в виду, что все аналогичные знаменитые суда давно отправились на морское дно.

Вот SS United States покидает военно-морскую верфь Newport News в Норфолке в 1952 году, у причалов сплошь военные корабли:

А почему, собственно, его строили на военно-морской верфи? Собака тут порылась в том, что строили его с прицелом иметь возможность за пару-тройку суток переоборудовать в транспорт для перевозки войск в случае необходимости. В разных местах пишут, что лайнер смог бы брать на борт от 15 до 18 тысяч военнослужащих, а если вспомнить о скорости, то он мог держать непрерывно 35 узлов в течении 12 суток без дозаправки, и до сих пор удерживает рекорд самого быстрого пассажирского лайнера в истории, пересекшего Атлантику на пути из Англии в Нью-Йорк с рекордной скоростью 3дня, 10 часов и 40 минут.

Вот он после постройки, которая длилась всего 1215 дней при плане 1218 прибывает в Нью-Йорк. Не только у нас было принято перевыполнять план!

-2

Давай посмотрим, на каких принципах он был построен и кто его главный конструктор.

Как ни покажется странным, Уильям Фрэнсис Гиббс (1886 – 1967) никогда не имел формального обучения в области проектирования или архитектуры судов. Но ещё будучи студентом юридического факультета Гарварда в 1906 году начал в свободное время проектировать суда. Потом он перешёл из Гарварда в Колумбийский университет, закончил его, получив степень юриста, но никогда не любил свою профессию и решил, что ему нужно заниматься тем, что у него было страстью: проектированием кораблей.

Уже тогда он начал мечтать о создании самого быстрого корабля в мире.

Гиббс нарисовал концепцию SS United States еще в 1914 году, примерно за тридцать пять лет до того, как он был фактически построен. В следующем году Уильям Гиббс и его брат Фредерик присоединились к International Mercantile Marine Company. При поддержке финансиста Дж. П. Моргана и ВМС США Гиббс и его брат начали разрабатывать планы для пары 300-метровых океанских лайнеров, которые могли бы развивать мощность в 180 000 лошадиных сил.

Была создана модель, которая включала многие характеристики будущего SS United States . Модель даже была испытана в бассейне Тейлора ВМС. К сожалению, разразилась Первая мировая война и отложила планы Гиббса по созданию большого суперлайнера, но семена для SS United States были посеяны.

Вот он в молодые годы:

-3

Гиббс изучал опыт строительства и гибели "Титаника", а также британских лайнеров, перевозивших войска в Первую мировую войну.

Во время Второй мировой войны, когда он и его фирма были заняты проектированием трех четвертей американских военно-морских кораблей, у него появился весомый аргумент построить «большой корабль» для Америки, после того как он увидел успех, который продемонстрировала Queen Mary и другие большие быстрые транспорты при перевозке войск через океан.

Он понимал, что для получения финансирования своего проекта надо заинтересовать военное ведомство, предложив ему подобный лайнер-транспорт. Правительство США согласилось с Гиббсом и сотрудничало с US Lines над разработкой «суперкорабля», который был бы отчасти оружием Холодной войны, а отчасти роскошным океанским лайнером.

В марте 1946 года US Lines уполномочила Gibbs & Cox разработать проект для суперлайнера. В 1949 году Newport News Shipping & Drydock Co. получила контракт и начала строительство нового океанского лайнера.

Конструкция SS  United States  была настолько передовой, что её детали держались в строжайшем секрете.

Вот несколько из применённых новшеств. Для достижения максимальной скорости следовало максимально облегчить конструкцию. В SS  United States  было использовано больше алюминия , чем в любом другом проекте в истории. Большие части корабля были построены из примерно 2000 тонн алюминия, а не из стали, что сэкономило 8000–10000 тонн веса. Вся надстройка была алюминиевой.

Алюминий был применён во всем, от стен, дверей, палуб, вентиляционных каналов, рычагов управления до рулей и румпелей на спасательных шлюпках, включая сами спасательные шлюпки. Гиббс зашел так далеко, что сделал ножки стульев и ключи от кают из алюминия. Поскольку он был пионером в использовании алюминия для строительства корабля, ему также пришлось придумать способ его безопасного крепления к стальному корпусу. Здесь Гиббс внес существенный вклад в открытие использования заклепок из нержавеющей стали для решения этой проблемы.

Следующим пунктом была максимальная пожаробезопасность. После пожара в 1934 году, в результате которого погибло много пассажиров на борту пассажирского лайнера Morro Castle, Гиббс понял, что на судах необходимо ввести более жесткие правила пожарной безопасности. Большое количество переборок было изготовлено из несгораемых асбестовых плит, а уж гардины, мягкую мебель и даже кровати и подавно изготавливали с применением асбоволокна. Даже рояли были изготовлены из редкого негорючего красного дерева. Асбеста было столько, что когда встал вопрос об его удалении, 1400 севастопольских рабочих в три смены должны были выполнить эти работы минимум за три месяца. Но подробности этой асбестовой аферы предлагаю всё же почитать по приведённой выше ссылке.

Тут я должен сделать отступление - пожаров на кораблях с надстройками из алюминия на тот момент не было, опыт пришёл после гибели британского "Шеффилда" и нашего МРК "Муссон". Зная, как горит алюминий, Гиббс возможно трижды подумал бы над столь широким его применением.

Гиббс хотел, чтобы корабль был не только огнестойким, но и не затапливаемым. Была разработана особая система разделения судна на отсеки. Два машинных отделения были совершенно независимы друг от друга. Братья Гиббс имели опыт в таком конструировании - в 1927 году во время морских испытаний одного из первых спроектированных ими кораблей, Mololo , с ним столкнулось грузовое судно, в результате чего в корпусе образовалась 5-метровая пробоина. Он не затонул, несмотря на то, что принял более 7000 тонн воды. Mololo сохранил плавучесть благодаря усовершенствованной конструкции отсеков и высоким стандартам безопасности. Поэтому на борту SS United States Гиббс спроектировал автоматические двери и множество отсеков, которые изолировали воду и потенциальный ущерб. Данные обо всех этих особенностях хранились как военная тайна.

Гиббс в более зрелом возрасте:

-4

Уильям Фрэнсис Гиббс действительно построил шедевр американской технологии. Он был построен, чтобы служить вечно. В течение первого десятилетия службы SS United States работал с девяностопроцентной заполняемостью. На протяжении 1950-х годов люди со всего мира путешествовали на борту самого быстрого в мире судна. Известные люди того времени, включая Боба Хоупа, принцессу Монако Грейс, Сальвадора Дали, Риту Хейворт, президента Гарри С. Трумэна, герцога и герцогиню Виндзорских и Дюка Эллингтона, возглавляли списки пассажиров корабля.

Затем в начале 1960-х годов у US Lines начались финансовые проблемы из-за трудовых споров, эксплуатационных расходов и эволюции способов передвижения людей. Авиакомпании изменили процесс путешествий, и круизные компании пострадали. Люди предпочли скорость и доступность самолета роскоши и стилю корабля. К сожалению, SS United States прослужил всего семнадцать лет. Уильям Фрэнсис Гиббс умер 6 сентября 1967 года, за два года до того, как SS United States был выведен из эксплуатации.

SS United States оставался резервным судном для ВМС США до 1978 года, но так и не был использован. Его пытались приладить к делу, в частности, турки, но надо было удалить асбест. Ни сами турки, ни даже индусы на это дело не подписались, но ведь есть Украина. Опять же - не в Одессе же его потрошить? Пусть асбестом подышат дорогие крымские сограждане. Это произошло в 1993 году, но на том всё и кончилось. В июле 1996 года SS United States был отбуксирован в Филадельфию. С декабря 1996 года он пришвартован у пирса 82 на реке Делавэр

-5
-6

Музей и парк мореплавания в Ньюпорт-Ньюсе выставил один из его пятилопастных винтов:

-7

В Университете Кристофера Ньюпорта в Ньюпорт-Ньюс также хранится важный артефакт с корабля. В 2014 году университет завершил строительство новой колокольни, в которой находится колокол с SS United States

-8

Однако, похоже, дни лайнера всё же сочтены. Сможет ли некоммерческая организация, владеющая SS United States, найти для него новое место к 12 сентября — вопрос открытый.

Даже вариант затопления лайнера — большего, чем «Титаник» , — чтобы превратить его в крупнейший в мире риф для рыбалки и дайвинга у побережья залива Флорида, теперь находится в подвешенном состоянии. Совет уполномоченных округа Оскалуса во вторник отложил голосование по своему бюджету, что позволило бы уложиться в установленный судом срок, чтобы судно покинуло порт или выплатило более высокую арендную плату Penn Warehousing, сообщает The Philadelphia Inquirer .

Округ заплатит 9 миллионов долларов, чтобы купить, переместить и затем затопить лайнер, чтобы он стал рифом у Форт-Уолтон-Бич-Дестин, штат Флорида. Так что, если новое место стоянки не будет найдено, SS United States, возможно, больше не сможет претендовать на звание «Самого известного корабля, который не затонул».

Затопят, короче.

.............................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о море и моряках с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4