Сегодня гуляли по Лаврушинскому и Кадашёвским переулкам. Вспомнила одну из историй, вскользь упомянутую в «Москве и ее Сестрах».
Люфтваффе бомбило Москву с середины июля 1941-го по апрель 1942 года. Еще весной 1941 года при аэрофотосъемке были составлены подробные качественные карты города. В то время существовали регулярные пассажирские и дипломатические рейсы «Люфтганзы», и при взлете и посадке с аэродрома Ходынка также производились постоянные фотосъемки.
19 июля 1941 года вышла директива № 33 «О дальнейшем ведении войны на востоке», в которой была поставлена задача бомбардировок города (тогда в Москве проживало 4 млн человек). 20 июля 1941 года командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг обратился к летчикам: «Мои авиаторы! Вам удавалось бомбить Англию, где приходилось преодолевать сильный огонь зениток, ряды аэростатных заграждений, отбивать атаки истребителей. И вы отлично справились с задачей. Теперь ваша цель — Москва. Будет намного легче. Если русские и имеют зенитные орудия, то немногочисленные, которые не доставят вам неприятностей, как и несколько прожекторов. Они не располагают аэростатами и совершенно не имеют ночной истребительной авиации. Вы должны, как это всегда делали над Англией при благоприятных условиях, подойти к Москве на небольшой высоте и точно положить бомбы. Надеюсь, что прогулка будет для вас приятной. Через четыре недели войска победоносного вермахта будут в Москве, а это означает конец войне...».
19 июля в очередной директиве авиаторам люфтваффе была поставлена конкретная задача: начать бомбардировки города силами немецкого 2-го воздушного флота с привлечением дополнительных сил, переброшенных для этого с Запада. К участию в московской спецоперации были привлечены четыре из пяти немецких авиакорпусов Восточного фронта, резервные части из Франции. Командир 2-го авиакорпуса генерал Бруно Лёрцер отвечал за организацию налетов.
Каждому из 250 экипажей определили цели: Кремль, МОГЭС на Раушской набережной, здание ЦК ВКП(б) на Старой площади, вокзалы, рынки, жилые кварталы, мосты. Экипажи снабдили подробными картами города в большом разрешении, фотопланшетами. Еще в мирное время в Москве немцы организовали сеть агентов-сигнальщиков.
Можно долго обсуждать, как организовали оборону города, как работала ПВО. Я же сегодня хочу привести немного информации и фото наиболее известных мест и тех районов города, о которых рассказывала в книге.
Дом главной героини моей книги "Москва и ее Сестры" Илоны (Лихов переулок, 12/2; Садовая-Самотечная, 4А): 22 июля 1941 г. после 19:30; фугасная бомба, частичные разрушения, 1 убит, 1 легко ранен.
Садовая-Каретная, 3/36 (керосиновая лавка напротив подъезда Илоны): 21 октября 1941 г., фугасная бомба, помещение уничтожено полностью. Есть сведения, что погибли более 10 человек. На рисунке выше это здание должно стоять рядом с цифрой 4.
Фабрика ВИМП (напротив больницы им. Давыдовского, где долгое время работала Илона), Интернациональная, 8 (нынче Яузская улица): 06.08.1941, зажигательная бомба, частичные разрушения, сгорели крыша столовой и перекрытие жилого дома.
Третьяковская галерея (Малый Толмачевский переулок, 6/7): 11 августа 1941 г., фугасная бомба, частичные разрушения.
Дом писателей (Лаврушинский пер., 19; жилой дом напротив Третьяковки): 11 августа 1941 г., фугасная бомба, частичные разрушения.
11 августа бомбы упали на площади Никитских ворот (поврежден памятник Мичурину, следы можно увидеть и сегодня). Воронка от взрыва составила 12 метров в глубину и 32 метра в ширину. Одна из бомб упала рядом с Никольской башней Кремля, еще одна попала в Дом на Набережной.
28 октября 1941 года бомба упала напротив Центрального телеграфа на улице Горького, 7 (Тверская улица), в очереди в продовольственном магазине стояли люди (много погибших и раненых). В тот же день фугас пробил крышу Большого театра и сильно повредил историческое здание.
Пик налетов на город пришелся на ноябрь 1941 года, когда немцы бомбили Москву днем и ночью. Времени, чтобы спуститься в бомбоубежище, у жителей почти не было.
Точное число погибших и раненых от бомбардировок неизвестно. Принято считать, что в городе погибли более 2 тыс. человек, ранено около 6 тыс. Также были повреждены или разрушены 5584 жилых здания, 90 госпиталей, 253 школы и 19 культурных учреждений.
Одна из уже ушедших знакомых рассказывала, что во время бомбежки ее, трехлетнюю девочку, взрывной волной выбросило из квартиры на улицу. Она ударилась головой, и какой-то военный поднял и отнес ее в больницу. Там спустя 2 дня ее нашла мать. Шрам от удара она прятала за челкой до конца жизни.
Пока писала книгу, прочитала и просмотрела очень много о том времени. Здесь, на улицах города, в это время ходила одна из моих бабушек. А дед сражался под Наро-Фоминском.
Сегодня, когда ярко светит солнце, по улицам Москвы гуляют хорошо одетые люди, мало что напоминает о том страшном времени, которое нельзя забывать.