Муляжи еды, будь то аппетитные фрукты, украшающие дом, реквизит для съёмок или сделанные из пластика блюда для рекламы кафе, очень распространены. А знали ли вы, что родина этих бутафорских продуктов – Япония?
Первые попытки привлечь покупателей с помощью демонстрации блюд из меню заведения предпринимались ещё несколько веков назад, в поздний период Эдо (1603–1868 гг). В XIX веке владельцы ятай – ларьков, в которых продавали собу, тэмпуру и так далее – выставляли настоящую приготовленную еду, чтобы заинтересовать проходящих мимо людей. На тарелках с блюдами была указана различная информация, вроде цены за порцию и добавку, которую можно было докупить отдельно. У такой маркетинговой стратегии был очевидный минус: еда быстро портилась, и владельцы ларьков были вынуждены регулярно заменять её на свежую.
Шло время, подходы к рекламе менялись, и уже в начале XX века, в 1923 году, в торговом центре «Сирокия» в Токио впервые появились восковые муляжи блюд. Благодаря этому ходу продажи выросли в целых 4 раза, что, вполне ожидаемо, привело к широкому распространению практики.
Выход на новый уровень
В 1932 году уроженец префектуры Гифу по имени Ивасаки Такидзо открыл в Осаке собственную мастерскую по созданию бутафорских продуктов из воска и парафина. Методом проб и ошибок он искал наиболее подходящий для производства реалистичных муляжей метод и в итоге нашёл его. Больше всего работы Ивасаки выделялись уровнем проработки: его первый успешный образец, муляж омурайсу, был воссоздан с учётом мельчайших деталей на текстуре.
Дальше Ивасаки нужно было понять, как можно зарабатывать созданием муляжей. Вместо того, чтобы продавать свои работы, Ивасаки решил сдавать их в аренду заведениям по цене, в 10 раз превышающей цену настоящего блюда. Клиентов становилось всё больше, спрос на продукцию рос, и довольно скоро компании удалось наладить поставки даже в соседние регионы страны.
Военное время
С наступлением военного времени торговля парафином, который использовали в том числе для производства пороха и взрывчатки, попала под ограничения со стороны государства, и компании-производители столкнулись с серьёзными трудностями. Ремесленники и компании, работавшие с парафином, пытались создать специальное объединение, с помощью которого предполагалось получать хотя бы какое-то количество сырья для производства, однако и это не помогло.
В 1943 году демонстрацию муляжей еды и вовсе запретили из-за того, что показ шикарных блюд в заведениях, в которых на самом деле их не подавали из-за дефицита еды, считали обманом. В связи с этим Ивасаки пришлось на время прекратить производство и вернуться на родину, в городок Гудзё-Хатиман в префектуре Гифу, где он сконцентрировался на исследованиях. В результате ему удалось создавать новые модели, максимально сократив использование парафина. Вплоть до конца войны его бизнес оставался на плаву лишь за счёт создания муляжей для подношений на похоронах погибших на войне солдат.
Искусственные блюда для подношений можно купить и сейчас
Вторая половина XX века и современность
После войны, вместе с «оживлением» ресторанного бизнеса и появлением новых, неизвестных японцам иностранных блюд, наступил новый период в индустрии муляжей продуктов. Они пришлись кстати: посетители ресторанов, которые ещё не разбирались в названиях блюд, к примеру, европейской кухни, могли определиться с заказом, просто посмотрев на их восковые версии. В это же время появилось современное японское название подобных изделий – 食品サンプル сёкухин сампуру «образец еды».
В наши дни муляжи стали ещё реалистичнее и аппетитнее, чем во времена Ивасаки
К слову о воске! Воск и парафин, которые долгое время были главным сырьём для производства муляжей, имели очень серьёзный недостаток – слишком низкая температура плавления. Нередки были случаи, когда в солнечные дни бутафорские продукты плавились, от чего их привлекательность значительно падала. Важное изменение в процессе производства муляжей произошло в 1970-х годах, когда на смену этим материалам пришёл пластик. Во-первых, он не плавится на жаре, из-за чего заведения стали гораздо охотнее пользоваться муляжами вне зависимости от погоды. Во-вторых, если раньше при производстве изделий большую роль играл ручной труд, то теперь можно было с легкостью автоматизировать процесс. Однако это не значит, что воск совсем перестали использовать – ремесленные мастерские, в которых ценится креативность и мастерство автора, всё ещё используют его.
После краха экономики «мыльного пузыря» в 1990-х годах индустрия столкнулась с кризисом. Технологии печати развивались, и многие заведения перешли с муляжей, которые «съедали» много места и денег, на дешёвые листовки, постеры и напечатанные меню, в связи с чем спрос на продукцию сильно упал. Некоторые компании переключились на работу со стоматологическими клиниками, которым нужны были детальные модели для протезов, но там им помешало развитие 3D-печати. Период упадка в том числе привёл к недостатку обученных кадров, и эту проблему начали решать только в 2010-х.
Видео с производства муляжей, у видео есть субтитры на русском языке
Спасение пришло откуда не ждали: в 2010-х, благодаря упрощениям визового режима, значительно увеличился приток иностранных туристов, многие из которых, как можно предположить, не знали японский язык. Вместо меню на японском языке им было гораздо удобнее смотреть на муляжи. Помимо этого, модели продуктов стали продавать в качестве сувениров: брелок с мандарином, резинка для волос в виде моркови, часы с суши и так далее.
Как можно заметить, муляжи еды теперь используют далеко не только для маркетинга. Появились специальные наборы, с помощью которых любой желающий может попробовать сделать свою собственную копью темпуры, суши или любых других блюд.
Будущее индустрии
Компании-производители муляжей продуктов возлагают большие надежды на иностранные рынки. За пределами Японии, а скорее даже Азии, можно встретить огромное количество кафе и ресторанов, в которых для демонстрации используют настоящие приготовленные блюда. В то же время наблюдается тренд по борьбе с пищевыми отходами, в связи с чем многие заведения обращаются к более экологичным и долговечным бутафорским продуктам. Таким образом, это детище японских ремесленников, появившееся более ста лет назад, продолжает идти в ногу со временем и адаптируется под современные тенденции.