Найти в Дзене
Умная Коллекция

Как Виктор Вексельберг выиграл суд с Christie's. В центре внимания "Одалиска" Бориса Кустодиева

В 2005 году громыхнул скандал, подпортивший репутацию старейшего аукционного дома Christie’s. На торги была выставлена картина «Одалиска» Бориса Кустодиева. Полотно приобрел за рекордную для художника сумму в 2,9 млн.$ Виктор Вексельберг. При заключении сделки аукционный дом, как полагается, выдал на руки новому владельцу гарантию на 5 лет.

Картина под названием "Одалиска" (1919), атрибутированная Борису Кустодиеву. Купленная во время торгов Christie's и затем признанная фальшивкой.
Картина под названием "Одалиска" (1919), атрибутированная Борису Кустодиеву. Купленная во время торгов Christie's и затем признанная фальшивкой.

Спустя время коллекционер подверг сомнению подлинность купленного произведения. Эксперты были уверены, что картина написана другим художником, явно копирующим манеру самого Кустодиева. Обычно подобные моменты решаются аукционерами быстро и без лишнего шума. Но в этот раз что-то пошло не так, и разразился настоящий скандал. Дело дошло до верховного суда Лондона. Несколько лет изматывающих слушаний и прений, и в 2012 году судья согласился с тем, что картина фальшивка, и Вексельберг смог расторгнут сделку и вернуть деньги.

Публикация в каталоге возможных подделок
Публикация в каталоге возможных подделок

Что нас здесь более всего интересует? Это действительно знаковый процесс и рекордная сумма за картину в 35 см и эстимейтом в 200 тыс.£. А, главное, аргументы российской экспертизы (!!!) в конце концов возымели действие. Равно как и сам миллиардер стал первым русским, который смог «засудить» Christie’s на его же территории.

Что смутило экспертов? Мол, картина написана слишком небрежно, и словно под другим углом, отсутствует набросок, присутствует компиляция – использование элементов из других произведений автора. Провенанс картины также имеет множество пробелов, и уводит к коллекционеру Лео Масковски, о котором никто ничего не слышал. Тем не менее, позже выяснилось, что коллекционер такой существовал, и в его собрании были, ни много, ни мало, портреты Рокотова, а также Серов, Нестеров. Сама картина выставлялась в Риге в 1932 году под названием «Красавица». Естественно, ни о выставке, ни о коллекционере в Советской России не знали. В 1989 году вдова Масковски передала «Одалиску» аукционному дому, где ее в тот же год продали за 18 тыс.£.

Защита апеллировала к тому, что представленная картина просто неудачная работа, написанная в непростой период жизни художника. Что мы знаем о жизни Бориса Кустодиева на момент, когда ему приписывают создание Одалиски? Шел 1919 год, смутные и непростые времена. Борис Кустодиев после операции и ходить не может. Нет денег, но есть заказы. В основном на легкие картины, часто с откровенным сюжетом. Послевоенные годы тем отличаются, что измотанные люди жаждут развлечений и мирских радостей. Сюжет почти всегда один, как и модель, что позировала. По большому, счету Кустодиев штампует эти фривольные картины, зарабатывая на свой кусок хлеба. И зачем подделывать то, что не стоит дорого? «Одалиска», справедливости ради, все-таки не полноценное полотно, а этюд.

Борис Кустодиев в мастерской
Борис Кустодиев в мастерской

Единственная действительно пострадавшая сторона данного процесса – сам Борис Кустодиев, чью жизнь препарировали и раскладывали на составляющие, буквально копались в грязном белье и поднимали некоторые нелицеприятные факты его биографии. Все остальные участники либо выиграли, либо остались при своем.