Музей Карла Фаберже в Санкт-Петербурге открылся совсем недавно 19 ноября 2013 года на набережной реки Фонтанки, 21 , во дворце Нарышкиных-Шуваловых.
Левое крыло дворца возвели в 1780-х годах на берегу реки Фонтанки для графов Воронцовых. Правую часть здания пристроили позднее — в начале 1820-х, когда дворец уже принадлежал обер-егермейстеру Дмитрию Нарышкину. С 1846 года он перешел к родственникам Нарышкиных, графам Шуваловым, которые и владели им вплоть до революции.
В начале 1920-х годов в Шуваловском дворце находился Музей быта. Затем здесь открылись Дом печати, где проводили свои творческие вечера писатели-обэриуты, Дом техники, а в 1960-х — Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.
В 2006 году при поддержке культурно-исторического фонда «Связь времен» началась реставрация Шуваловского дворца, а в 2013-м здесь открылся Музей Фаберже.
Музей обладает не имеющим аналогов собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусств XIX—XX вв. , в том числе и 9 пасхальных яиц, принадлежащих императорской семье.
Коллекция является частной и принадлежит русскому бизнесмену Виктору Феликсовичу Вексельбергу.
Когда я искала информацию о коллекции в интернете, наткнулась на такую статью в онлайн-журнале ⬇️
В Нью-Йорке совершена беспрецедентная сделка, пишет Коммерсант: российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже у семьи Форбс. В коллекции – девять императорских пасхальных яиц. По информации газеты, господин Вексельберг заплатил за коллекцию свыше $100 млн и пообещал вернуть ее в Россию.
Императорские пасхальные яйца оптом еще никто не покупал.
Господин Вексельберг действительно вернул коллекцию в Россию. Теперь каждый желающий может посетить музей за небольшие деньги.
Стоимость билетов представлена на сайте. Мы покупали билеты в кассе музея.
Приобрели два билета по 500 руб. за каждый и один льготный - 250 руб.(для школьника), также можно приобрести билеты на экскурсию или с аудиогидом.
Экспозиции расположены на 2 этаже, нужно подняться по центральной парадной лестнице, построенной в 1840гг.
На лестничной площадке можно увидеть копию античной статуи Аполлона Бельведерского (видно на фото). Когда будете подниматься по лестнице, обратите внимание на свод потолка в форме купола, декорированного лепниной.
Увиденное в музее, поражает своей роскошью. Экспозиции располагаются в разных залах. При входе можно взять толстенький путеводитель - книга с небольшим описанием экспонатов с указанием их месторасположения в музее.
Рыцарский зал
Рыцарский зал получил название по фризу с изображением средневекового рыцарского турнира.
В Рыцарском зале представлены экспонаты, выполненные из серебра, и имеющие непосредственное отношение к истории России и ее военным событиям.
Из рыцарского зала переходим в красную гостиную.
Красная гостиная
Здесь выставлены серебряные изделия знаменитых русских ювелирных фирм: Карла Фаберже, Игнатия Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых.
Остановимся поподробнее на экспонате пресс-папье «Тройка» (серебро, малахит) фирмы Игнатия Сазикова, Санкт-Петербург, 1861 год. Оно было предназначено для того, чтобы удерживать важные бумаги на письменном столе. Им прижимали листы, чтобы они случайно не слетели и не потерялись. Кроме того, пресс-папье служило украшением рабочего места. Игнатий Сазиков поместил на малахитовую плитку серебряную скульптуру ямщика, управляющего тройкой лошадей. Это изделие вошло в коллекцию из 19 предметов, которые были украшены сценами из крестьянской жизни. В эту серию, помимо пресс-папье, включены были молочники, кувшины, кубки из серебра.
Синяя гостиная
В ней выставлены самые ценные экспонаты коллекции — драгоценные пасхальные яйца, которые Карл Фаберже изготавливал специально для Александра III и Николая II, а также для членов императорской семьи. Как указано на официальном сайте музея:
«Всего ювелир выпустил 50 таких подарков, в музее хранятся девять из них. Над каждым яйцом мастера работали около года: начинали сразу после Пасхи и заканчивали как раз к следующей Страстной неделе. Еще семь пасхальных яиц фирма Фаберже выпустила по заказу Варвары Кельх — наследницы сибирских золотопромышленников и предпринимателей Базановых. Из этой коллекции в Музее Фаберже хранятся два яйца — «Курочка» и «Шантеклер»».
У каждого Пасхального яйца был сюрприз, скрывающийся внутри.
«Курочка» - первое яйцо, изготовленное Фаберже для российской царской семьи, должно было быть одноразовым подарком царя Александра III своей жене, императрице Марии Федоровне, в честь празднования Пасхи и (как говорят) для того, чтобы отвлечь ее от волны террористических атак, направленных против императорского двора.
Первое пасхальное яйцо, которое Фаберже предстояло исполнить по личному распоряжению императора, также должно было стать копией более раннего ювелирного произведения - так называемого яйца Вильгельмины, созданного в начале XVIII века во Франции и принадлежавшего родителям Марии Федоровны, королю Дании Кристиану IX и королеве Луизе.
Исполняя императорский заказ, Фаберже создал не копию, а собственную элегантную версию старинного изделия. Мастер отказался от полихромной эмали, алмазных гнезд, монограмм и девизов, украшавших яйцо Вильгельмины. Благодаря этому яйцо «Курочка» выглядит просто и цельно. Покрывающая его корпус белая непрозрачная эмаль имитирует скорлупу, а вложенный в него желток выполнен из матового золота. В нем содержится курочка из разноцветного золота, внутри нее – миниатюрная алмазная императорская корона. Конечным сюрпризом, по решению императора, было маленькое рубиновое яйцо-кулон (сегодня местонахождение короны и кулона неизвестно).
Марии Федоровне настолько понравился подарок, что с тех пор заказ стал ежегодным. На протяжении более чем 30 лет фирма Фаберже выполняла для императорской фамилии драгоценные пасхальные яйца, впоследствии ставшие всемирно известными шедеврами ювелирного искусства и символами русской культуры рубежа XIX–XX веков.
Подарок императрице Александре, сюрприз внутри этого яйца в стиле модерн раскрывается при повороте перламутровой ручки в золотой оправе. Внутри находятся портреты ее мужа, царя Николая II, и их дочерей, великих княгинь Ольги и Татьяны. Изображения, расположенные под императорской короной, украшенной рубином, были нарисованы на слоновой кости известным миниатюристом Йоханнесом Зенгграфом, обрамлены розовыми бриллиантами и подкреплены золотыми вставками с выгравированной датой презентации. Внешняя скорлупа изготовлена из пастельно-розовой эмали, из которой торчат ножки-кабриолеты из зелено-золотых листьев с бриллиантовыми капельками росы розовой огранки. Лилии на золотых ножках украшены зелеными эмалированными листьями и золотыми цветами, украшенными рубинами, жемчугом и бриллиантами.
Золотое яйцо, разделенное на 16 секторов, в каждом из которых — миниатюры (7 портретов членов семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского)
Подаренное императрице Александре императором Николаем II на память об их коронации в 1896 году, это яйцо покрыто разноцветным золотом, украшенным эмалью. Экспонат содержит съемную миниатюрную копию кареты, построенной для Екатерины Великой, которая использовалась для перевозки последующих поколений правителей Романовых на церемонии и обратно. Каретка украшена гиперреалистичными деталями, которые являются отличительными чертами творений Фаберже.
Яйцо «Ренессанс» было изготовлено для Александра III Российского, который подарил его своей жене, императрице Марии Фёдоровне. Это было последнее яйцо Фаберже, которое Александр подарил Марии. Сюрприз, который был внутри, неизвестен, безвозвратно утерян.
Яйцо «Воскресение» - хрустальное яйцо, внутри скульптура воскрешения Христа. Ножка из 14-каратного золота и жемчужин.
Это украшение, украшенное эмалью и драгоценными камнями, разработанное Питером Карлом Фаберже и созданное Михаилом Перхиным, было первым подарком Николая II Александре. Принцесса выросла в Дармштадте, Германия, и первый сюрприз от яйца — роза из матовой желтой эмали - должен был напомнить ей о знаменитых цветниках ее родного города. Внутри розы были еще два сюрприза (с тех пор утерянных): золотая корона с бриллиантами и рубинами и подвеска с рубином-кабошоном.
Справа от «Розового бутона» расположено яйцо «Розово-лиловое эмалевое с тремя миниатюрами»
Из счета К. Фаберже: «розово-лиловое эмалевое яйцо с 3 миниатюрами». Сюрприз — три портретных медальона (Николая II, Александры и их первого ребёнка — Ольги) в виде сердца в неоклассическом стиле на подставке. При нажатии на ножку сердце раскрывается на три клеверных листка. Закрыть можно, нажав на одну из жемчужин.
В этом яйце используется мотив императорского яйца «Петушок». Сюрприз — работающий часовой механизм.
Красное эмалевое яйцо, открывается бриллиантовой кнопкой. Внутри разноцветная эмалевая курочка (детальная прорисовка) и миниатюрный мольберт с изображением Цесаревича. На сайте Википедия указано, что изначально, видимо, мольберт был с портретом заказчицы).
Ювелир — Михаил Перхин. Яйцо, покрытое эмалью, на подставке. Внутри — часовой механизм.
Сюрприз — выскакивающий из под ажурной крышки на вершине заводной петушок, способный петь, открывать клюв и махать крыльями.
Как указано на сайте музея обладательницей ювелирного пасхального яйца работы Фаберже стала и Консуэло Вандербильт, правнучка американского железнодорожного магната Корнелиуса Вандербильта и супруга английского герцога Чарльза Ричарда Джона Спенсера-Черчилля, 9-го герцога Мальборо. В 1902 году она приехала в Санкт-Петербург и присутствовала на балу в Зимнем дворце. Великолепие русского двора, самого блистательного в Европе, поразило искушенную роскошью аристократку. Известно, что герцогиня Мальборо посещала Аничков дворец во время своего пребывания в Северной Пальмире, где, возможно, видела пасхальную коллекцию вдовствующей императрицы.
Когда герцогиня вернулась в Англию, среди ее приобретений, сделанных в России, было изящное, покрытое нежнейшей розовой эмалью яйцо-часы со стрелкой-змеей, напоминающее яйцо 1895 года с насыщенной синей эмалью, принадлежавшее императрице Марии Федоровне. Оба произведения имеют белый эмалевый циферблат с алмазными римскими цифрами, вращающийся по периметру, и неподвижно укрепленную бриллиантовую стрелку в виде ползущей змеи. Резной муаровый гильошированный фон яйца герцогини Мальборо, покрытый прозрачной розовой эмалью, переливается всеми цветами радуги и напоминает колышущуюся тяжелую шелковую ткань. Цветочные гирлянды с изысканным бриллиантовым бантиком вверху, выполненные в технике четырехцветного золота, отличаются необыкновенной достоверностью в изображении красных роз, желтых маргариток, голубых незабудок и зеленых листьев.
Яйцо герцогини Мальборо имеет вид многократно уменьшенной старинной французской вазы на постаменте и напоминает о безвозвратно утраченной поэзии галантного ХVIII столетия. Змея — эмблема постоянства и супружеской верности — не стала символом счастья Консуэло и ее супруга герцога Мальборо. Позже брак был расторгнут, а в 1926 году герцогиня продала яйцо на благотворительном аукционе. Его приобрела польская певица Ганна Вальска, жена американского магната, а в 1965 году купил Малкольм Форбс, положивший тем самым начало своей знаменитой пасхальной коллекции.
Одно из многих императорских яиц Фаберже, подаренных царем Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, яйцо "Лавровое дерево" изготовлено из эмали и нефрита, украшенного драгоценными камнями. Среди листьев находится крошечный рычажок, замаскированный под фрукт; он приводит в действие круглую крышку на петлях, за которой видна оперенная певчая птица, которая поднимается и хлопает крыльями, поворачивает голову, открывает клюв и поет.
Как указано на сайте музея это пасхальное яйцо лишено драгоценных камней, сложных механизмов и вычурных сюрпризов. Причинами этого были мобилизация, отозвавшая на фронты Первой мировой войны лучших мастеров фирмы, и подчеркнуто аскетичный образ жизни августейших заказчиков. В тяжелые для России дни они не считали возможными излишества и роскошь. Напротив, двадцать миллионов стерлингов, которые царская семья держала в Лондонском банке, она истратила во время русско-германской войны на содержание госпиталей и благотворительных учреждений, находившихся под личным покровительством Николая и Александры. Об этом факте широкая публика не знала, потому что во всеуслышание сообщать о своих добрых делах не было в правилах царской четы.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна во время войны переехала в Киев. Как глава Российского Красного Креста она участвовала в создании госпиталей и военно-санитарных поездов. Николай II почти безвыездно находился в Ставке в Могилеве, куда осенью 1915 года перевез и наследника престола Алексея. Император с сыном производят смотр частей, посещают офицерские и солдатские землянки, пробуют пищу в походных кухнях. Николай II благодарит полки за боевую службу, жалует награды, а 25 октября 1915 года сам получает Георгиевский крест IV степени (17 октября серебряной медалью 4-й степени на Георгиевской ленте был отмечен цесаревич Алексей, побывавший «в сфере дальнего огня неприятельской артиллерии»). В 1918 году император, по-особому относившийся к этой награде, взял ее с собой в ссылку. Этот крест нашли спрятанным в ванной комнате дома Ипатьева в Екатеринбурге, где царская семья была расстреляна в июле этого же года. Девизом ордена были слова «За службу и храбрость».
Яйцо «Орден Святого Георгия» посвящено награждению сына и внука императрицы Марии Федоровны. Тулово яйца покрыто опаковой эмалью зеленоватых тонов с легким перламутровым эффектом. С двух сторон яйца на шарнирах закреплены накладные знаки Георгиевских ордена и медали. При нажатии на кнопку они открываются и становятся видны акварельные миниатюры с портретами Николая II и цесаревича Алексея. Знаки соединены георгиевскими эмалевыми лентами в цветах «пороха и пламени», отчетливо выделяющимися на нежном матовом фоне, по которому «рассыпаны» вписанные в трельяжную сетку из лавровых листьев Георгиевские кресты, как будто тонущие в дымке. Сверху и снизу яйца укреплены монограмма Марии Федоровны и дата подарка, отливающие холодным стальным блеском.
Получив этот сувенир, Мария Федоровна написала сыну: «Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами. Добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе». Вместе члены царской семьи на любимый праздник Пасхи так никогда больше не собрались..
Это последнее пасхальное яйцо, полученное Марией Фёдоровной и единственное, которое ей удалось увезти с собой.
Бывшая российская императрица не расставалась с последним пасхальным подарком сына до самой смерти (она умерла в Дании в 1928 году). Ее дочь, великая княгиня Ксения, унаследовавшая яйцо, так же бережно хранила его, несмотря на стесненные финансовые обстоятельства. Только после кончины Ксении Александровны в 1960 году ее сын, князь Василий Романов, продал яйцо «Орден Святого Георгия», выставив его на торги аукционного дома «Сотбис». В 1976 г. оно было приобретено американским газетным магнатом Малкольмом Форбсом.
Золотая гостиная
Царские подарки и презентационные коробки. Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей.
Аванзал
Украшения, драгоценная галантерея, аксессуары и часы. В Аванзале представлена коллекция предметов быта состоятельных людей, демонстрирующая богатейшую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения — в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже.
Благодаря техники гильошированной эмали создается эффект переливающейся поверхности. Гравировка на металле в виде узора из сети волнистых линий, переплетающихся между собой и покрытых полупрозрачной эмалью, что и создает такой эффект.
В фоторамке размещено фото князя Александра Михайловича Романова (внука Николая 1) и его жены Ксении Александровны.
Белая и Голубая гостиные
Изделия с эмалью фирмы П. Овчинникова и московских артелей. Русский фарфор XIX века. Белая гостиная открывает тему русского эмальерного искусства предметами из мастерских Павла Овчинникова.
Выставочный зал
Камнерезные изделия фирмы Фаберже и его современников. Русская живопись XIX века. В Выставочном зале, который при первых Шуваловых назывался «Большим кабинетом», находился домашний музей. Сегодня экспозицию данного зала составляют камнерезные изделия фирмы Фаберже и живописные полотна русских мастеров XIX столетия.
Верхняя буфетная
Русская и европейская живопись рубежа XIX–XX вв. В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца XIX – начала XX вв., имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом. В зале также представлены выдающиеся образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.
Готический зал
Русские иконы. В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон XVI – XX вв., большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.
Бежевый зал
Русская эмаль. В Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.
Бежевой гостиной экспозиция завершается.
На первом этаже расположен сувенирный магазин, кафе, гардероб, уборные комнаты.
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге стоит того, чтобы его посещали. Планируете поездку, внесите в свой план-график это место, точно не пожалеете!
В этой статье я старалась кратко осветить все залы музея и особенно подробно остановилась на комнате с драгоценными пасхальными яйцами. Подписывайтесь на мой канал и будем путешествовать вместе!
Смотрите мой ролик и видео из музея Фаберже, которые красочно передают атмосферу музея, блеск и роскошь экспонатов.
Спасибо за прочтение🙏🏻
P. S. Уходят эпохи и люди… но остаются вещи, а вместе с ними и память…
#МузейФаберже #СанктПетербург #яйцаФаберже #романовы #история #музеиСанктПетербурга #туризм #путешествия #чтопосетитьвСанктПетербурге #питер