Найти в Дзене

Даная Рембрандта

Рембрандт Ван Рейн. Даная. 1636—1647. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рембрандт Ван Рейн. Даная. 1636—1647. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Даная, дочь царя Акрисия, была заключена в башню или в подземелье, поскольку царю было предсказано, что он погибнет от руки своего внука. Но к находящейся взаперти Данае проник Зевс под видом золотого дождя, и от этой встречи у Данаи родился один из величайших героев античной мифологии – Персей.
Рембрандт Ван Рейн. Даная. Фрагменты
Рембрандт Ван Рейн. Даная. Фрагменты

На картине Даная показана как бы ожидающей прихода Зевса и, может быть, даже что-то заметившей в глубине композиции, в том пространстве, которое мы не видим. Она приподнялась на кровати, подняла руку в жесте, похожем на приветствие. Фоновое пространство – занавес, на котором уже видна игра света от приближающегося золотого дождя – Зевса.

Кто же послужил прототипом для героини?

Когда-то первый красочный слой был совсем другим. В облике Данаи совершенно четко проступали черты жены Рембрандта Саскии. То есть первоначально картина отражала их молодую супружескую страсть. 

Рембрандт Ван Рейн. Портрет Саскии ван Эйленбург, 1633-1640. Рейксмузеум, Амстердам
Рембрандт Ван Рейн. Портрет Саскии ван Эйленбург, 1633-1640. Рейксмузеум, Амстердам

Но затем облик Данаи изменился: теперь у нее лицо Гертье Диркс, возлюбленной Рембрандта, которая была у него в доме недолго, но отношения их были серьезными. 

Рембрандт Ван Рейн. Женщина в кровати (Гертье Диркс?), 1645. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Рембрандт Ван Рейн. Женщина в кровати (Гертье Диркс?), 1645. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Стала другой и фигура Данаи: в начале 1650-х годов Рембрандт сделал ее более похожей на фигуру Хендрикье Стоффельс, с которой его связывали неофициальные отношения.

Рембрандт Ван Рейн (атрибутируется). Портрет молодой женщины (Хендрикье Стоффельс), между 1650 и 1655. Лувр, Париж
Рембрандт Ван Рейн (атрибутируется). Портрет молодой женщины (Хендрикье Стоффельс), между 1650 и 1655. Лувр, Париж

Также реставрация картины показала, что через двадцать лет после создания ее первой версии Рембрандт добавил важную деталь: фигурку Амура со связанными руками, символ запрещенной любви. Рембрандт изображает его, потому что ни с Гертье, ни с Хендрикье он не состоял в официальном браке. В глазах общества того времени это действительно греховная и запрещенная для христианина любовь. 

Рембрандт Ван Рейн. Даная. Фрагмент
Рембрандт Ван Рейн. Даная. Фрагмент

В результате Даная – это «дневник» личной жизни Рембрандта, собрание его глубоко сокровенных представлений о любимых женщинах.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Instagram:
https://www.instagram.com/artstudiolo
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/

• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства: https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66