- Любые отношения нарцисса с другим человеком — это, по сути, отношения с его матерью и отчаянная попытка превратить другого человека в переходный объект.
- У переходного объекта есть объективный компонент и субъективный компонент. Он занимает реальное пространство и занимает ментальное пространство. Таким образом, это идеальный мост во взрослую жизнь. Ребенок постепенно отказывается от ментального пространства в пользу реального.
- Нарцисс превращает интимную партнершу в мать, и из этого нет пути назад, никакие переходные объекты тут не помогут.
Любые отношения нарцисса с другим человеком — это, по сути, отношения с его матерью и отчаянная попытка превратить другого человека в переходный объект.
Когда это неизбежно терпит неудачу, нарцисс пытается отделиться с помощью обесценивания и отбрасывания. Он убеждает себя, что такие меры, как обесценивание другого, отказ от интимного партнера, жестокое обращение с ним, разрушение отношений, разрыв отношений, что это очень весело. Это замечательно. Это новизна. Это захватывающе. И это психопатический аспект нарцисса.
Дональд Вудс Винникотт, который, кстати, был педиатром, и лишь позже он стал психоаналитиком. Итак, Дональд Вудс Винникотт представил концепцию переходных объектов и переходного опыта. Он сказал, что это неизбежная часть процесса развития.
Винникотт имел в виду, что существует промежуточная фаза развития между психической реальностью, полностью усвоенной, без взаимодействия с окружающим миром, между такой реальностью, которая существует, скажем, в возрасте до 18 месяцев, и внешней реальностью. Это переходное пространство. И внутри переходного пространства есть переходные объекты.
Когда ребенок начинает отделять "я" от "не я", когда ребенок эволюционирует от полной зависимости к относительной или зарождающейся независимости, он начинает использовать предметы, внешние объекты, неодушевленные предметы, переходные объекты.
Ребенок изначально видит себя матерью. Он не видит разницы между собой и матерью, поэтому для него он тоже мать, ребенок тоже мать, мать — это мир, она приносит мир ребенку, и это создает у ребенка иллюзию, что мысли ребенка могут быть услышаны.
Это называется магическим мышлением, когда ребенок говорит себе: "Я - мать". Мать — это мир, поэтому я и есть этот мир. Поэтому все, что я пожелаю, я могу воплотить в жизнь. Я могу создавать объекты своих желаний, просто желая, чтобы они существовали. И это ощущение субъективного всемогущества.
Но, к сожалению, или, может быть, к счастью, субъективное всемогущество вступает в противоречие с объективной реальностью. Объективная реальность заключается в том, что даже очень маленькие дети осознают окружающий мир. У них довольно рано начинают возникать сомнения по поводу теории о том, что они и есть мир.
Они осознают, что существует некоторая отчужденность от желаемых объектов, потому что деньги, например, продолжают их расстраивать. И если они матери, как они могут расстраивать самих себя?
Они понимают, что с теорией что-то не так. Таким образом, переживание субъективного всемогущества дает ребенку почувствовать, что он может чего-то желать, что-то становится реальностью, и тогда он получает огромное удовлетворение.
И поэтому, когда ребенок сталкивается с объективной реальностью, он пытается применить ту же парадигму к объективной реальности. Ребенок говорит: "Хорошо, может быть, где-то есть что-то, что не относится ко мне, но я все равно могу желать, чтобы это существовало, а могу желать, чтобы этого не существовало".
Магическое мышление сохраняется и в дальнейшей жизни. Ребенок начинает понимать, что мать — это отдельное существо. Но это воспринимается как потеря, как травма. И возникает внезапное всепоглощающее чувство зависимости.
Это что-то новенькое, по иронии судьбы, когда ребенок наиболее зависим, он не чувствует себя зависимым, потому что верит, что он - мама, и он может желать, чтобы мама появилась, но когда ребенок немного подрастает и становится более независимым объективно, он чувствует себя более зависимым субъективно, и он может желать, чтобы мама появилась.
Существует разрыв между тем, что чувствует ребенок и реальностью, и это порождает трудный период фрустрации и беспокойства. Мать не всегда готова открыть мир для ребенка. Осознание этого чрезвычайно ранит, причиняет боль и становится угрожающим, пугающим бременем.
Какое-то время ребенок поглощен этим, он не знает, как сложить круг в квадрат, половина его мозга занята другим. Все еще находясь там и веря в то, что он - мать, а мать — это весь мир, и что он всемогущ, вторая половина становится открытой для осознания того, что все это неправда.
У ребенка развивается фантазия защиты, фантазия о том, что он желает, чтобы объекты существовали, или о том, что он всемогущ. Предметы, находящиеся снаружи, на самом деле предназначены для того, чтобы утешать ребенка, удовлетворять его потребности и соответствовать его динамике. Ребенок начинает наполнять саму реальность очарованием, магией. И вот тут-то и появляются переходные предметы.
Переходный объект — это первая позиция, которая не относится ко мне. Это позиция "не я". Она принадлежит ребенку, но это не ребенок. Итак, снова одеяло, плюшевый мишка. Но переходные объекты изначально были определены таким образом, что, например, слова или музыка могут быть переходными объектами.
В любом случае, гораздо чаще в качестве переходных объектов используются объекты реальной жизни. Таким образом, переходный объект — это мать. Это замена матери. Это олицетворяет все компоненты и функции материнства.
Обладая переходным объектом, которым ребенок владеет или вновь приобретает мать, он сокращает дистанцию между собой и мамой, а мамочка - это он, ребенок, когда-то была мамой, ребенок и мать были единым целым, а потом мать порвала с ним, и произошел этот раскол, это разделение мира, пугающее и травмирующий.
А потом ребенок нашел плюшевого мишку, и плюшевый мишка стала матерью, и плюшевый мишка стал владельцем ребенка. Таким образом, он владеет матерью. И, опять же, это уменьшает беспокойство ребенка, потому что он снова становится всемогущим.
Он владеет матерью. Он может создавать все, что ему нужно. Он может пожелать, чтобы появился любой объект желания, воплощенный в эмблеме переходного объекта. Это воображаемая связь с матерью через переходный объект.
И все же отношения с переходным объектом позволяют ребенку на самом деле отделиться от мамы. Он больше не зависит от мамы, потому что у него есть плюшевый мишка. Это важно. Переходный объект имеет решающее значение как защита от тревоги разлуки.
Дети успокаиваются с помощью переходных объектов. Они легче засыпают. На более позднем этапе ребенку, конечно, больше не нужен переходный объект. Это делает различие между мной и не мной, внутренним и внешним, и так далее, и тому подобное. И магическое мышление больше не используется. И защита от фантазий значительно ослаблена.
Вместо этого ребенок использует символы, например, язык, и другие объекты, и так далее, и тому подобное. Мы не будем вдаваться во все это.
У переходного объекта есть объективный компонент и субъективный компонент. Он занимает реальное пространство и занимает ментальное пространство. Таким образом, это идеальный мост во взрослую жизнь. Ребенок постепенно отказывается от ментального пространства в пользу реального.
Ребенок буквально проходит по мосту, который представляет собой переходный объект в его жизнь и реальность. Если разделению препятствуют, и оно нарушается, ребенок никогда не сможет наладить нормальные отношения с переходным объектом и никогда не войдет в реальность. И поэтому такой ребенок, став взрослым, будет отчаянно пытаться воспроизвести эту фиксацию, эту разрушенную фазу.
Он превратил бы свою интимную партнершу в мать, а затем попытался бы отделиться от нее как от матери и превратить ее в переходный объект, и, конечно, это невозможно, потому что в его представлении она мать, и тогда ему нужно было бы обесценить ее, отбросить и перейти к другой женщине. Следующая мать для следующего интимного партнера.
Иногда, в совместной фантазии, нарцисс способен обесценить и отбросить своего интимного партнера и ввести в общую фантазию третье лицо, но не для того, чтобы провести триангуляцию, а для того, чтобы использовать третье лицо в качестве переходного объекта, например плюшевого мишки.
Таким образом, вы могли бы представить ситуацию, когда нарцисс погружен в общую фантазию с интимной партнершей, которая выполняет роль матери, и у него есть возлюбленная, любовница или товарищ по играм, который служит плюшевым мишкой или одеялом, объектом безопасности, успокаивающим объектом, переходным объектом.
Так нарцисс надеется перейти через третье лицо в объектные отношения и затем применять их к партнеру, но, конечно, это невозможно, потому что вы не можете использовать переходный объект для преобразования своей матери во что-то другое, вы можете только отдалиться от матери.
Переходные объекты являются катализаторами. Они ускоряют процесс расставания с матерью и делают его безопасным. Вы не можете использовать переходный объект для того, чтобы восстановить привязанность и связь со своим близким партнером, и на этот раз не в качестве матери.
Нарцисс превращает интимную партнершу в мать, и из этого нет пути назад, никакие переходные объекты тут не помогут.
Эти две роли несовместимы, вы не можете быть и матерью, и переходным объектом, потому что функция переходного объекта состоит в том, чтобы оттолкнуть ребенка от матери, чтобы помочь ему отделиться от других.
Таким образом, поскольку это противоречивые, взаимоисключающие роли, нарцисс не в состоянии примирить их. В конечном счете, он разочаровывается в вас. А затем происходит обесценивание и отказ от игры.
Материалы статьи взяты из лекций Сэма Вакнина. Youtube.
👉 Здесь мой Telegram-канал с живыми обсуждениями — истории, анонсы статей, поддержка и общение. Присоединяйтесь.
👉 Написать лично: хотите задать личный вопрос или обсудить свою ситуацию? Пишите в личку.
Я читаю все сообщения и стараюсь отвечать каждому.