Найти тему
Виктор Никитин

Леннон-Маккартни: от войны к миру

Пол Маккартни - поистине несравненный автор песен. Будучи одной из движущих творческих сил Beatles, а позже и фронтменом Wings, он написал много самых запоминающихся песен всех времен. От трагичной и жутковатой "Eleanor Rigby" до глупенькой и простенькой "Yellow Submarine"- его творения нашли отклик у многих поколений слушателей, благодаря чему он навсегда вошел в списки величайших авторов текстов и музыки в истории рока. Хотя многие из нас считают, что Маккартни не поддается сравнениям, его партнер по написанию песен Джон Леннон не всегда относился к нему с таким же уважением. Отношения между двумя "Битлз" были сложными. Они начинали как творческий дуэт, создавая самые ранние работы Fab Four в тесном сотрудничестве и договорившись, что будут давать каждой песне свое совместное авторство. Позже Маккартни выразил сожаление, что он получает одинаковые авторские отчисления с Ленноном за песню Yesterday, хотя эта песне стопроцентно его.

Но их партнерство быстро сошло на нет. Когда Маккартни попытался взять творческий контроль в свои руки, а Леннон понял, что предпочитает сотрудничать со своей романтической партнершей Йоко Оно, их разладившиеся отношения привели к окончательному распаду Beatles в 1970 году. После того, как пути участников группы разошлись, Леннон начал публично критиковать своего бывшего партнера по написанию песен. В ответ он получал тоже самое от Маккартни. Бессмысленно выяснять, кто первый начал. Не в песочнице же...

Однажды Леннон даже сравнил Маккартни с известным автором песен и певцом Энгельбертом Хампердинком (причем назвал его "тусклым") , и это сравнение, по понятным причинам, сильно обидело Пола.

Хампердинк добился коммерческого успеха в 1960-х годах, но его популярность как исполнителя даже близко не приближалась к популярности Маккартни. В беседе с Rolling Stone в 1974 году Маккартни признался, что “ненавидел” то, что Леннон говорил о нем, вспоминая, как тот обдумывал каждое оскорбление, которое приходило ему в голову, чтобы побольнее его ужалить. Эти критические выпады бывшего партнера даже начали сказываться на самооценке Маккартни, поскольку он начал задаваться вопросом, была ли доля правды в словах Леннона.

“Он действительно так думает обо мне?’ - вспоминал Маккартни, - И в тот момент я подумал: ”Это ведь я. Это обо мне он так сказал. Вот такой я и есть. Он так хорошо меня раскусил; я, знаете ли, говнюк, по его словам.’ Я сел и действительно подумал, что я просто ничтожество”.

Тем не менее, Маккартни отказывался нанести ответный удар своим коллегам по "Битлз", предпочитая идти по прямой выверенной им самим дороге. Хотя и он не удержался от колкостей в адрес Джона в своих песнях. Благодаря заверениям своей жены и партнерши Линды, он также осознал, что оскорбления Леннона были вызваны не правдой, а горечью от разрыва их отношений.

“Постепенно я начал думать, что это неправда, - вспоминал он. - На самом деле я не такой, как Энгельберт; я не просто пишу баллады”.

Он определенно не был похож на Хампердинка. Его талант сочинителя песен не ограничивался только медленными мелодиями – он записал большое количество экспериментальных работ на таких пластинках, как Revolver, и создал столько же рок-песен, сколько и баллад. И даже когда Маккартни писал более меланхоличные композиции, они были очень далеки от скучных работ Хампердинка, не умаляя достоинство и талант последнего.

Леннон знал об этом, но он также знал, что его комментарии выведут Маккартни из себя. И так это, безусловно, и произошло.

“В то время, скажу я вам, это причиняло мне боль, - вспоминал Пол, - Ух ты. Глубоко копнул. Меня это задело взаправду. Позже я уже понимал, что он делает это нарочно, и как-то обида уже притихла".

"Битлз" часто писали песни друг о друге, а Джордж Харрисон и Ринго Старр вносили свой вклад в сочинения Леннона или помогали ему, но никогда не помогали Полу. Однако было что-то особенно тревожное в том, что Пол Маккартни или Джон Леннон отпускали друг другу тонко завуалированные колкости. Эти моменты запечатлели сложное сочетание духа товарищества и напряженности, а может быть, и творческой ревности, которые определяли их отношения, делая эмоциональное воздействие их слов еще более сильным. В 1971 году, когда Леннон выпустил свой ставший культовым альбом Imagine, отношения были напряженными до такой степени, что казались безнадежными. Известно, что Леннон и Маккартни обменивались оскорблениями с помощью музыки в треке Маккартни “Too Many People" и ответной песне "How Do You Sleep?", о которой Леннон сказал:

"Я слышал высказывания Пола в Ram – да, они есть, дорогой читатель! Слишком много людей собираются куда? Что-то я упустил из виду? В чем была наша первая ошибка? Не может быть, чтобы мы ошиблись? Ха! Я имею в виду, что Йоко, я и мои другие друзья не можем все это слушать.”

Это означало, что Леннон записал "How Do You Sleep?" в отместку, а для кучи, чтобы задеть Пола, пригласил еще и Харрисона сыграть на гитаре. И песня приобрела дополнительный вес, что сильно зацепило Маккартни. Леннон написал в письме своему старому другу (Полу):

“Итак, чтобы немного повеселиться, я должен публично поблагодарить Аллена Кляйна за строчку "just another day". Настоящий поэт! Некоторые люди не видят, как это смешно. Это слишком плохо. Что я, по-твоему, должен был сделать, рассмешить тебя? Ты можешь назвать это моим ”гневным письмом", понял?".

Но на этом он не закончил. Леннон в очередной раз раскритиковал своего бывшего партнера по написанию песен для альбома, записав блестящий номер "Crippled Inside". Леннон вновь пригласил своего старого друга Харрисона принять участие в записи песни, и гитарист его не разочаровал. Хотя "Crippled Inside", возможно, и не самый выдающийся трек на альбоме, это все же серьезная работа. И в этой песне усматриваются нападки Леннона на Маккартни:

”You can live a lie until you die (ты можешь жить во лжи, пока не умрешь)" - это слова песни, и, хотя они кажутся достаточно универсальными, есть намек на то, что именно они стали причиной дальнейшего разрыва между ним и Маккартни. Дуэт бесконечно ссорился из-за мелочей в группе (условия контракта, лидерство, кто главнее и т.д.). В то время как Маккартни, казалось, был полон решимости избежать общественного порицания, Леннон, похоже, возлагал вину на него за распад этим стихотворением.

Только благодаря поддержке своих друзей он смог преодолеть возникшую впоследствии неуверенность в себе и напомнить себе о своем таланте автора песен. Их критические выпады в адрес друг друга вскоре сошли на нет. Несмотря на осуждающие комментарии Леннона в адрес Маккартни и песни, которыми они обменивались, подтрунивая друг над другом, пара все же помирилась перед смертью Леннона в 1980 году. Последние слова Леннона о Маккартни, по-видимому, были пронизаны нежностью к его бывшему партнеру по написанию песен, показывая, что, несмотря на их недавнюю вражду, они всегда восхищались талантами друг друга.

PS: В данном случае между ними вновь воцарился "добрый мир". И возможно они что-нибудь выдали бы совместно, совсем не обязательно давать концерт...ведь есть разные виды совместного тврчества. Кто знает? Действительно, теперь никто уже не узнает.

===============

И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке