Пользователи «умных» колонок, телевизоров и других гаджетов должны знать, что их подслушивают. Такое мнение выразил депутат Госдумы Антон Горелкин, предложивший изменить требования к их разработчикам на уровне закона. Какие данные о людях собирают домашние «шпионы», можно ли обсуждать при них секреты и кому потом передают информацию, разбирался ОТР.
Вторжение в частную жизнь
Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин отреагировал на скандал вокруг Cox Media Group. На закрытой презентации американская компания представила функцию для «умных» устройств Active Listening. Она позволяет считывать речь пользователя через микрофон колонки или телефона в режиме реального времени. Фирма сотрудничала с такими гигантами, как Google и Amazon, но после разоблачения они отказались от партнерства.
В России подобную функцию можно было бы расценить как вторжение в частную жизнь, заявил Горелкин «Парламентской газете». Возможно, следует прописать в законе прямой запрет на сбор информации о людях бытовыми гаджетами без их согласия.
«Или как минимум [прописать в законе] запрет скрывать от них факты такого сбора», — предложил депутат.
Кому и зачем нужны секреты людей
Большинство разработчиков «умных» устройств монетизируют их не только за счет самой цены, но и разных инструментов: например, рекламы. Гаджеты собирают информацию о людях в обезличенном формате и продают ее маркетологам, рассказал ОТР директор и партнер компании «Интеллектуальный резерв» Павел Мясоедов.
«Маркетологи потом могут гипотетически навязчиво продавать вам какие-то услуги. Проблема заключается в том, что уважаемые крупные бренды, у которых и цены выше, такими дополнительными методами монетизации не пользуются. Они как раз продают товар за полную цену, куда уже вложена их маржинальность (предельный доход — прим. ред.)», — пояснил эксперт.
Иными словами, «умные» колонки, телефоны и прочая техника от известных брендов поддаются контролю. Но речь идет именно о компаниях, работающих в легальном поле. «Умные» устройства, которые продаются через полуофициальные каналы вроде маркетплейсов, действительно могут заниматься прослушкой, предупредил Мясоедов.
«Горелкин предлагает ввести дополнительный контроль за ними, но они будут формально отписываться и будут декларировать, что они соответствуют. С учетом того, что каналы поставок полусерые, проконтролировать это затруднительно», — высказался эксперт.
Как устройства «слушают» нас
Даже устройства из серой зоны рынка не прослушивают и не передают на внешние серверы все разговоры людей. Это было бы как минимум очень затратно. Компаниям пришлось бы вкладывать деньги в хранение данных и обслуживание дополнительных серверов. Сбор аудиоинформации со всех пользователей, его перегонка и обработка — дорогое удовольствие, отметил собеседник ОТР.
«Это сумасшедшие затраты, никакие серые маркетологи это потом не окупят. Просто так следить за нами производителю не интересно. Пользователей и клиентов, чтобы колонка окупилась, должно быть десятки, если не сотни тысяч. Зачем слушать какие-то домашние разговоры людей, если это не должностное и не публичное лицо?», — задался вопросом Павел Мясоедов.
Обычно устройства начинают «слушать», когда человек произносит ключевые слова и фразы. Например, «надо купить ракетку». Еще включить «шпионский» режим могут триггеры: сезонность или определенное время. Чтобы оставаться в правовом поле, запись часто включается после того, как человек отправил какую-то команду колонке. Она может идти в течение 10-30 секунд.
«В этот момент есть вероятность, что вы озвучите какие-то свои мысли, связанные с желанием что-то купить и так далее. Либо данные о том, о чем вы непосредственно спрашиваете колонку, тоже преобразуются и сохраняются. Например, где что-то купить, какая погода, когда начнется снег», — привел пример Мясоедов.
Эти вопросы способны стать триггерами для записи, потому что человек может интересоваться погодой, чтобы понять, когда менять резину на авто. Но постоянной онлайн-записи нет. Сама речь не интересует умные устройства, им нужны ключевые слова.
В чем опасность гаджетов с «ушами»
Получается, что устройства от любых производителей реагируют на определенные слова и передают обезличенные данные разработчикам для статистики. Но некоторые полулегальные фирмы торгуют информацией, из-за чего пользователи сталкиваются с навязчивой контекстной рекламой.
«Вряд ли колонка сама будет обезличивать данные. Скорее всего, они где-то на сервере обезличиваются, потом передаются маркетологам. Но иногда они конвертируются в навязчивую рекламу, дополнительную контекстную рекламу. С учетом того, что мы не можем проследить каналы передачи, конечно, не хочется, чтобы за нами следили в любом формате. Но такое бывает», — констатировал IT-специалист.
Однако практически никакой опасности для обывателей такая «прослушка» не представляет. Никому особо не интересно, что люди обсуждают дома. Тем не менее вероятность слива баз данных все равно остается. В таком случае телефон пользователя могут оборвать бесконечные звонки с предложением разных услуг. Тут все во многом зависит от производителя: например, не все китайские гаджеты имеют российскую адаптацию, из-за чего не могут корректно передавать данные.
Бывали случаи, когда «умные» колонки или камеры в телефонах взламывали хакеры. От этого, к сожалению, никто не защищен. Уровень безопасности у гаджетов от известных брендов выше, но он не идеален.
Нужно ли менять законодательство
Крупные бренды тоже не всегда полностью закручивают гайки для взломщиков. Возможно, инициатива депутата Горелкина могла бы подтолкнуть их к этому, предположил Павел Мясоедов. Он добавил, что индустрия защиты «умных» устройств в целом уже не очень соответствует реалиям времени.
«Здесь даже крупные бренды, имея какую-то защиту, могут иметь ее не на достаточном уровне. Такого рода законопроекты могут замотивировать их двигаться дальше. Я оцениваю эту инициативу как положительную. Это правда надо, потому что “умных” вещей становится больше, и, покупая их по официальным каналам, риск прямого взлома может быть», — высказался эксперт.
Если же говорить о серых маркетологах, то бороться с ними вряд ли получится. Все потому, что устройства, передающие им данные, не поддаются должному контролю, заключил Павел Мясоедов.